Кораблекрушение

Игра предназначена для коллективной работы в процессе под-готовки лиц, чья профессиональная деятельность связана с выра-боткой общего группового решения, а также для обучения сотрудничеству.

Цели:

  • обучение эффективной коммуникации как условию принятия группового профессионально значимого решения;
  • выявление способностей участников игры к коллективной работе.

Задачи:

  • исследовать процесс принятия решения группой;
  • наработать навыки эффективного поведения для достижения со гласия при решении групповой задачи;
  • определить основные стили поведения участников при возникнове нии конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения.
Порядок работы Игра осуществляется в два этапа и рассчитана на 1-2 учебных часа. В ходе работы участники должны проанализировать, оценить и принять решение по конкретным вопросам, указанным в задании. На первом этапе каждый участник получает учебный материал и задание, которое должно быть выполнено в индивидуальном порядке.

На изложение целей занятия и реализацию задания на первом этапе работы отводится 25 минут. Инструкция для индивидуальной работы Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов.

Но известно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль к юго-западу от ближайшей суши. Ниже дан список 15 предметов, которые остались у вас после по-жара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, что-бы выдержать вес пяти членов экипажа и перечисленных предметов.

Имущество оставшихся в живых людей составляют также пачка сигарет, несколько коробок спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача – ранжировать пятнадцать перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания экипажа.

Поставьте цифру «один» у самого важного предмета, цифру «два» – у второго по значению и так далее — до пятнадцатого, наименее важного для вас:

• секстант, • зеркало для бритья, • пятилитровая канистра с водой, • противомоскитная сетка, • коробка с «сухим пайком», • карта Тихого океана, • надувная подушка, • двадцатилитровая канистра с нефтегазовой смесью, • маленький транзисторный приемник, • репеллент, отпугивающий акул, • двадцать квадратных метров непрозрачного пластика, • две коробки шоколада, • ром крепостью 80 градусов, • девять метров нейлонового каната, • рыболовная снасть.

После завершения индивидуальной работы по ранжированию участники приступают ко второму этапу решения задачи, когда в условиях интерактивного взаимодействия вырабатывается коллективное решение. С этой целью группе предлагается провести пере-говоры и найти общее решение за минимальное время. Участники должны руководствоваться принципом достижения согласия и прийти к консенсусу по всем пунктам задания, прежде чем выносить груп-повое решение.

Каждая оценка должна получить одобрение всех уча-стников группы. Время работы на втором этапе- до 15-30 минут. Инструкция для коллективной работы Теперь вам необходимо выработать общее групповое решение и согласовать индивидуальные результаты. Выполняйте совмест-ную работу как можно быстрее и попытайтесь опередить ваших товарищей, работающих в других командах.

Решение данной задачи может быть использовано в целях изу-чения участников и анализа их групповых отношений. Поэтому в ходе занятия преподаватель внимательно наблюдает за взаимодей-ствием в каждой команде и составляет мнение о том, как в них про-ходит коллективное обсуждение.

Особое внимание обращается на выявление роли каждого участ-ника в этом обсуждении («лидеров», задающих тон в выработке групповых решений; «ведомых» – пассивно следующих за мнением других членов группы; «отчужденных», то есть не принимающих участия в обсуждении).

Разбор проведенной игры После завершения коллективной деятельности и сопоставления с «экспертным» решением производится обсуждение результатов выполненной работы. Обсуждение охватывает следующие вопросы:

• Какие виды поведения помогали или мешали процессу достиже ния согласия? • Кто участвовал в выработке коллективного решения, кто укло нялся от него и почему? • Кто оказывал наибольшее влияние на принятие окончательного решения в группе? • Какова была атмосфера в группе во время коллективной дискуссии? • Оптимально ли использовались возможности группы?

• Какое время затратила группа для принятия окончательного ре шения? • Кто улучшил индивидуальный результат и почему? • Причины ухудшения индивидуальных результатов? • Какие действия предпринимали участники группы для утвержде ния своих мнений? • Как можно было улучшить принятие коллективного решения?

Рекомендации участникам игры В ходе разбора занятия участникам могут быть даны следующие рекомендации по оптимизации коллективной работы: 

=> Избегайте желания «до конца» защищать свои индивидуальные суждения. Будьте «открытым» для понимания позиции партнеров по группе. => Не меняйте своего мнения немотивированно и не уклоняйтесь от возможных противоречий в целях достижения согласован-ного решения.

Поддерживайте только те решения, с которыми можно согласиться хотя бы отчасти. => Избегайте таких методов разрешения конфликта, как: голосование; высчитывание процента «за» и «против»; уклонение от обсуждения; готовность идти на любой компромисс с целью достижения быстрого согласия по всем обсуждаемым вопросам.

=> Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений. => Уходите от обсуждения мнений и суждений каждого через вы-работку объективных критериев. Именно на их основе и работайте с информацией. => Используйте критику как инструмент выработки более эффективного решения.

Подвергайте сомнению и требуйте весомой аргументации предлагаемых партнерами по команде решений. Время на анализ результатов игры – до 20 минут. Примечание. Эти рекомендации целесообразно раздать участникам перед началом интерактивного общения и выработкой коллективного решения, но лишь в том случае, если не ставится цель изучения особенностей участников группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)