Концептуальные подходы к физкультурному образованию

Тренировочный подход. Основная его идея — проведение уроков физической культуры преимущественно по закономерностям спортивной тренировки, прежде всего, использование тренирующего режима физической нагрузки, позволяющего наиболее эффективно повысить уровень физической работоспособности и вместе с ней — уровень здоровья школьников.

Тренировочный подход к физическому совершенствованию школьников возможен в рамках традиционного построения и проведения уроков физической культуры, однако в этом случае содержание уроков базируется преимущественно на использовании определенного раздела учебной программы, т. е. определенного вида физических упражнений или вида спорта. Происходит своеобразное «сращивание» тренировочного подхода со спортивно-видовым.

Текущее планирование (годовое и по четвертям) в рамках тренировочного подхода может приобретать черты, характерные для периодизации спортивной тренировки:

  • втягивающий (подготовительный) период — первая четверть;
  • базовый (развивающий) период — вторая четверть;
  • обучающий («технический») период — третья четверть;
  • соревновательный (закрепляющий) период — четвертая четверть;
  • поддерживающий период, приходящийся на осенние, зимние и весенние каникулы и включающий в себя проведение соревнований и эстафет по тем или иным видам физических упражнений.

Положительная сторона тренировочного подхода заключается в повышении зачастую значительного уровня функционирования органов и систем организма учащихся, следовательно, в укреплении их здоровья.

Недостатки: решение преимущественно задач по развитию физических качеств и функциональной готовности учащихся; недостаточно полное удовлетворение их потребностей в разнообразии используемых упражнений; трудность в обеспечении занятий спортивными сооружениями, если они проводятся одновременно в группах с определенными спортивными и физкультурными интересами.

Спортивно-видовой подход. Основная идея данного подхода к физкультурному образованию учащихся заключается в том, что задачи их физического совершенствования решаются в результате достаточно значительного сужения содержания и объема используемых средств физкультурного образования школьников.

Сужение содержания физического совершенствования учащихся происходит, прежде всего, в блоке формируемых двигательных умений и навыков. Сделано это с той целью, чтобы за небольшой объем учебных занятий по физической культуре иметь возможность освоить учебный материал на достаточно высоком уровне.

Чаще всего в качестве учебного материала используют один или несколько разделов учебной программы, схожих между собой по двигательной структуре, характеру физической нагрузки и т. п.

Обычно в качестве таких средств используются те или иные виды легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр или несколько видов спортивных игр.

К положительным моментам данного подхода следует отнести:

  • достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков в избранном виде движений;
  • широкую возможность использования режима тренирующих нагрузок;
  • создание более благоприятных условий для методического совершенствования учителям физической культуры, правда, в специализированном направлении.

К недостаткам спортивно-видового подхода относятся:

  • в целом узкий объем формируемых умений и навыков;
  • удовлетворение лишь узкого круга физкультурно-спортивных интересов учащихся;
  • «привязанность», чаще всего, мест занятий к определенному типу спортивных сооружений, например, проведение занятий по спортивным играм (волейбол, баскетбол и т. д.) преимущественно в спортивных залах.

Ежедневный подход. В самом названии концепции отражена основная его направленность — ежедневное проведение физкультурных занятий в условиях общеобразовательной школы.

Основное, причем очень существенное, заключается в резком повышении двигательной активности учащихся. Помимо этого, к положительным сторонам подхода относится формирование у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими и другими оздоровительными упражнениями.

Следует отметить и такой положительный момент в проведении ежедневных занятий физической культурой, как закаливание организма школьников посредством воздействия (прямого или косвенного) природных оздоровительных факторов, поскольку занятия в рамках данного подхода проводят круглогодично на открытом воздухе.

К числу негативных сторон можно отнести:

  • очень большое количество занимающихся на уроке, доходящее иногда до 100 и более учеников;
  • как следствие вышесказанного, затруднение деятельности учителя в плане организации активности учащихся на занятии, возрастание роли самоконтроля со стороны учеников;
  • необходимость уделения большего внимания формированию у учащихся навыков взаимостраховки и самостраховки;
  • проведение занятий нередко в неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, слякоть, сильный мороз и т.д.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)