Концептуальные подходы к физкультурному образованию
Тренировочный подход. Основная его идея — проведение уроков физической культуры преимущественно по закономерностям спортивной тренировки, прежде всего, использование тренирующего режима физической нагрузки, позволяющего наиболее эффективно повысить уровень физической работоспособности и вместе с ней — уровень здоровья школьников.
Тренировочный подход к физическому совершенствованию школьников возможен в рамках традиционного построения и проведения уроков физической культуры, однако в этом случае содержание уроков базируется преимущественно на использовании определенного раздела учебной программы, т. е. определенного вида физических упражнений или вида спорта. Происходит своеобразное «сращивание» тренировочного подхода со спортивно-видовым.
Текущее планирование (годовое и по четвертям) в рамках тренировочного подхода может приобретать черты, характерные для периодизации спортивной тренировки:
- втягивающий (подготовительный) период — первая четверть;
- базовый (развивающий) период — вторая четверть;
- обучающий («технический») период — третья четверть;
- соревновательный (закрепляющий) период — четвертая четверть;
- поддерживающий период, приходящийся на осенние, зимние и весенние каникулы и включающий в себя проведение соревнований и эстафет по тем или иным видам физических упражнений.
Положительная сторона тренировочного подхода заключается в повышении зачастую значительного уровня функционирования органов и систем организма учащихся, следовательно, в укреплении их здоровья.
Недостатки: решение преимущественно задач по развитию физических качеств и функциональной готовности учащихся; недостаточно полное удовлетворение их потребностей в разнообразии используемых упражнений; трудность в обеспечении занятий спортивными сооружениями, если они проводятся одновременно в группах с определенными спортивными и физкультурными интересами.
Спортивно-видовой подход. Основная идея данного подхода к физкультурному образованию учащихся заключается в том, что задачи их физического совершенствования решаются в результате достаточно значительного сужения содержания и объема используемых средств физкультурного образования школьников.
Сужение содержания физического совершенствования учащихся происходит, прежде всего, в блоке формируемых двигательных умений и навыков. Сделано это с той целью, чтобы за небольшой объем учебных занятий по физической культуре иметь возможность освоить учебный материал на достаточно высоком уровне.
Чаще всего в качестве учебного материала используют один или несколько разделов учебной программы, схожих между собой по двигательной структуре, характеру физической нагрузки и т. п.
Обычно в качестве таких средств используются те или иные виды легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр или несколько видов спортивных игр.
К положительным моментам данного подхода следует отнести:
- достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков в избранном виде движений;
- широкую возможность использования режима тренирующих нагрузок;
- создание более благоприятных условий для методического совершенствования учителям физической культуры, правда, в специализированном направлении.
К недостаткам спортивно-видового подхода относятся:
- в целом узкий объем формируемых умений и навыков;
- удовлетворение лишь узкого круга физкультурно-спортивных интересов учащихся;
- «привязанность», чаще всего, мест занятий к определенному типу спортивных сооружений, например, проведение занятий по спортивным играм (волейбол, баскетбол и т. д.) преимущественно в спортивных залах.
Ежедневный подход. В самом названии концепции отражена основная его направленность — ежедневное проведение физкультурных занятий в условиях общеобразовательной школы.
Основное, причем очень существенное, заключается в резком повышении двигательной активности учащихся. Помимо этого, к положительным сторонам подхода относится формирование у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими и другими оздоровительными упражнениями.
Следует отметить и такой положительный момент в проведении ежедневных занятий физической культурой, как закаливание организма школьников посредством воздействия (прямого или косвенного) природных оздоровительных факторов, поскольку занятия в рамках данного подхода проводят круглогодично на открытом воздухе.
К числу негативных сторон можно отнести:
- очень большое количество занимающихся на уроке, доходящее иногда до 100 и более учеников;
- как следствие вышесказанного, затруднение деятельности учителя в плане организации активности учащихся на занятии, возрастание роли самоконтроля со стороны учеников;
- необходимость уделения большего внимания формированию у учащихся навыков взаимостраховки и самостраховки;
- проведение занятий нередко в неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, слякоть, сильный мороз и т.д.).
- Этапы обучения двигательным действиям школьников
- Закономерности формирования структуры двигательного действия
- Контроль в физкультурном образовании школьников
- Сенситивные периоды развития физических качеств
- Методика проведения уроков физической культуры в 1-4 классах с учетом возрастных особенностей
- Возрастные особенности младших школьников
- Оперативное планирование физкультурного образования учащихся
- Текущее планирование физкультурного образования учащихся
- Технология планирования учебного процесса по физической культуре в школе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу