Концептуальные подходы к физкультурному образованию по приоритету образовательной направленности учебной работы

Комплексный подход. Данный подход одновременно является и традиционным, поскольку практика школьной физической культуры в последнее десятилетие по существу развивалась преимущественно в его рамках.

Комплексная программа включает в себя следующие части:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
  • уроки физической культуры как основную форму;
  • внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;
  • общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

К положительным сторонам подхода следует отнести, прежде всего, устремленность на всестороннее и гармоническое развитие учащихся. Отсюда вытекают такие положительные моменты, как достаточно широкий круг формируемых знаний, двигательных умений и навыков, комплексное развитие физических качеств и т. д.

К отрицательным: несоответствие, несовпадение цели и средств ее достижения, прежде всего, малый объем учебных часов, выделяемых в учебном году на освоение предмета «Физическая культура»;  не сделан акцент на учет сенситивных периодов в процессе обучения двигательным действиям, развития физических качеств; отсутствует методический материал по распределению и регулированию физической нагрузки по годам обучения в школе и в течение каждого учебного года; неучет таких важных факторов, как влияние региональных, климато-географических, социально-демографических и национальных особенностей.

Базово-вариативный подход. Его основная суть заключается в наличии базового — общего для всех уровня физкультурного образования, и вариативного — дифференциального уровня, который учитывает региональные и местные (социально-культурные) особенности обучения школьников.

Одним из вариантов базово-вариативного подхода является следующий: базовый (обязательный) компонент составляет 70-80, 60-70 и 50-60%, а вариативный 20-30, 30-40 и 40-50% соответственно в начальной, основной и средней школе. Ведущими блоками базового компонента содержания физической культуры являются основы знаний и способы двигательной деятельности.

К положительным сторонам подхода следует отнести достаточно хорошее обоснование в теоретическом отношении; гарантирует формирования базового уровня физического совершенствования подрастающего поколения.

К отрицательным — необходимость обеспечения государственного образовательного стандарта в физическом развитии детей и подростков в той или иной степени сдерживает проявления творческой свободы со стороны преподавателей-новаторов и исследователей.

Образовательный подход. Его суть заключается в том, что акцент в преподавании физической культуры делается на решение образовательных задач, т. е. преимущественно на формирование знаний и двигательных умений и навыков.

Однако данный факт не исключает естественного, попутного решения и других задач физического совершенствования школьников: развития физических качеств; укрепления здоровья; воспитания физкультурных потребностей, интересов и т.д.

К преимуществам образовательного подхода следует отнести, прежде всего, учет сенситивных периодов обучения двигательным действиям. Как следствие этого, быстрое формирование основного фонда движений у учащихся с последующим закреплением и совершенствованием двигательных навыков.

Но это своеобразное «перетягивание одеяла на свою сторону», т. е. акцент на решение образовательных задач несколько снижает возможности решения других задач: оздоровительных, по развитию физических качеств и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)