Концептуальные подходы к физкультурному  образованию, основанные на приоритете учета особенностей организации учебного процесса

Региональный подход. Основная суть данного подхода заключается в том, что физкультурное образование школьников осуществляется с учетом воздействия климато-географических факторов на функционирование организма человека.

К числу наиболее крупных регионов России с ярко выраженными особенностями относятся северные, центральные и южные районы европейской части России, а также сибирский и дальневосточный регионы и регионы Севера и Заполярья. Наличие очень жаркого или холодного климата резко отражается на содержании учебных программ по физической культуре в школе.

Дифференцированный подход. В практике и теории школьной физической культуры имеются неоднозначные толкования понятий «дифференциации» и «индивидуализации» процесса обучения.

Будем понимать под дифференциацией группировку учащихся для более успешного решения тех или иных задач обучения, а под индивидуализацией — учет в процессе обучения индивидуальных особенностей конкретного ученика. В соответствии с этим можно выделить следующие виды дифференцированного подхода к преподаванию физической культуры в общей школе.

Наиболее «масштабной» является общешкольная дифференциация физкультурного образования учащихся.

В рамках такого подхода к дифференциации обучения в общеобразовательной школе к числу ведущих направлений обучения могут относиться спортивное, связанное преимущественно:

  • с подготовкой юных спортсменов;
  • физкультурное, ориентированное на укрепление здоровья школьников;
  • физкультурно-спортивное, решающее задачи укрепления здоровья и интересов;
  • лечебное, осуществляемое на базе школы-профилактория и решающее задачи укрепления здоровья школьников специальной и подготовительной медицинских групп.

Следующей по масштабу является «внутришкольная» дифференциация обучения. В данном случае внутри школьного ученического коллектива создаются классы со специфической направленностью содержания физкультурного обучения школьников в рамках обязательных занятий (классы из числа ослабленных по состоянию здоровья детей, классы спортивной специализации).

Наконец, «внутриклассная» дифференциация обучения по физической культуре. Чаще всего она предполагает разделение учащихся на группы по уровню их физического состояния.

Обычно в классе выделяют две группы: с низким и нормальным уровнем физического состояния, а в некоторых случаях три группы с низким, средним и высоким уровнем физического состояния (естественно, в основной и средней школе отдельно для девочек и мальчиков).

«Плюсы» данного подхода сводятся к более совершенному управлению процессом физического совершенствования детей.

К минусам: усложнение методики проведения занятий, сложности организации деятельности выделенных групп занимающихся, необходимость более тщательного анализа физического состояния школьников.

«Инструкторский» подход. В названии данного подхода отражен один из важнейших элементов физической культуры — направленность физкультурных занятий на формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения задач физического совершенствования.

Деятельность учителя физической культуры, в зависимости от возраста учащихся, приобретает все в большей степени консультационный, инструкторский характер.

В целом, учебный процесс по физической культуре представляет собой в рамках данного подхода развертывание идей педагогики сотрудничества.

Помимо этой положительной стороны, следует отметить также и то, что реализация идей «инструкторского» подхода позволяет сформировать у учащихся истинную физическую культуру, в основе которой лежит их творческое, самостоятельное отношение к процессу физического совершенствования.

Естественно, осуществление идей данного подхода сопряжено с возникновением ряда сложностей. Например, возрастают требования к такому разделу учебной программы, как формирование основ физкультурных знаний. «Между делом», т. е. в процессе усвоения практических разделов учебной программы, достичь необходимого уровня данных знаний невозможно.

Возрастают требования к усвоению учащимися учебного материала по самоконтролю. Требуется более совершенная разработка в методическом отношении системы домашних и индивидуальных заданий, а также совершенствование контроля за их выполнением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)