Концепция «Вызов и Ответ» А. Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) – английский историк, философ, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Основное его сочинение — «Исследование истории» в 12 томах (1934-1961), которая в русском переводе и издании 1991 г. получила название «Постижение истории».

Следуя идеям Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера, А. Тойнби представляет исторический процесс сменой локальных цивилизаций. Единой мировой истории и планетарной цивилизации не существует.

Цивилизация (или культура) – это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Каждая цивилизация имеет свои законы развития и жизни, собственный механизм функционирования и существует примерно 6000 лет.

Основными показателями возникновения и существования цивилизаций Тойнби считает: наличие вселенской церкви и степень удаленности цивилизации от первоначального центра возникновения религии. Ученый насчитывает по данным критериям 21 цивилизацию, из которых на сегодняшний исторической момент осталось только 5: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная.

Тойнби не признает шпенглеровскую идею обособленности и замкнутости культур. Каждая локальная культура у него выступает как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предначертанное ему извне, и Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры.

В своей концепции «Вызов и Ответ» он раскрыл диалогическую сущность развития культуры. Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего культурно-исторического воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия для творца превращаются в условия прогресса. Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.

Интересно
Ученый излагает свои идеи довольно необычно: не в привычной научной терминологии, а в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу Вызов, но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым побуждая Бога к Ответу, т. е. к новому творчеству.

Но какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на этот вопрос, Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и божественное творческое начало и дьявольское стремление к разрушению. Концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса.

Основное внимание ученый сосредоточил на механизме возникновения и функционирования цивилизаций, обеспечения их локальности. Он считал, что цивилизация вырастает из примитивного общества через разделение труда и мимесис – процесс приобщения членов примитивного общества к существующим ценностям на основе подражания. В примитивных обществах мимесис ориентирован на старшее поколение, обычаи и традиции. Такие общества, полагает Тойнби, обращены в прошлое.

Подлинный механизм возникновения и развития цивилизации состоит, по его мнению, во взаимодействии природных, а также социальных вызовов и ответов на них правящей верхушки (элиты) общества. Все общество Тойнби делит на две части: правящее творческое меньшинство и нетворческое большинство. Большинство подражает элите на основе свободного мимесиса, и цивилизация развивается.

Вызовы, на которые приходится отвечать цивилизации, бывают внешние и внутренние. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов внезапных ударов от соседних обществ, вызов постоянного внешнего давления, вызов ущемления. По мере развития внутренние вызовы начинают преобладать.

Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Нетворческое большинство подражает элите до тех пор, пока внутренние вызовы экономики, политики, уровня жизни сопровождаются творческими ответами элиты.

Но со временем та слабеет, ее творческий дух и деловая активность иссякают. Она не в полной мере отвечает продолжающимся вызовам и теряет авторитет. Ее потенциал и действия уже не влекут положительного мимесиса. Назревает конфликт между правящим меньшинством и средой вызовов, а также между ним и нетворческим большинством. Происходит надлом цивилизации.

Все цивилизации Тойнби делит на три группы. Первичные цивилизации возникают из примитивных обществ на основе природных вызовов; вторичные формируются из первичных цивилизаций в результате ответов на природные и исторические вызовы.

Третичные вырастают при помощи церкви из вторичных цивилизаций. И хотя каждая цивилизация является уникальной, но возникают, развиваются и гибнут они по общим причинам и законам.

Предложенная ученым концепция «Вызов и Ответ» помогает выявить причинно-следственные связи культурно-исторического процесса, а также объяснить вариативность исторического развития. В этом и состоит непреходящее значение работы А. Тойнби.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)