Концепт как элемент культуры

Немецкий учёный К. Аймермахер отмечал, что понятие культуры тождественно понятию человеческого сознания, тем самым понимая под культурной ментальное пространство. Сходную точку зрения высказывал Ю. М. Лотман, определяя культуру как совокупность ненаследственной информации, которую накапливают, хранят и передают разнообразные коллективы человеческого общества, систему запретов и предписаний.

Таким образом, культура – результат действия процессов смыслообразования, система его принципов и продуктов. Результаты этого процесса воплощаются на ментальном уровне в виде концептов.

Тем самым концепт – составляющая культуры. Он является атрибутом культуры, «сгустком культуры в сознании человека» В. В. Колесов, называя концепт основной единицей ментальности, когнитивной грамматики, понимал данную категорию как «ментальный генотип, атом генной памяти».

Ю. С. Степанов учил, что концепт может иметь статус константы культуры, если существует постоянно или долгое время. Это означает, что он играет роль принципа культуры.

Так, концепт «Труд» можно отнести к концептам-константам: он присутствует в русской идеосфере (концептосфере – совокупности всех концептов данной культуры) на протяжении многих лет, способствует выражению христианских принципов русской культуры.

Вне всякого сомнения, что труд является принципом русской культуры. Одним из принципов узбекской культуры выступает концепт «Махалля» как способ общежития.

В финской культуре таким принципом выступает концепт «Сису»: не сдаваться, даже если всё против тебя. Определяя имя концепта, следует учитывать, что оно должно соответствовать наименованию принципа.

С этой ролью успешно справляются абстрактные существительные. Характеризуя концепт как принцип культуры, мы подразумеваем то, что он отражает ценности того или иного народа, является элементом культуры как аксиологической системы.

В этом случае следует понимать, что ценности могут быть не только положительными. Так, концепты «Пьянство», «Блуд», «Безделье» соотносятся с отрицательными ценностями и являются своеобразными антипринципами.

В лингвокультурологическом понимании концепт – это исторически развивающаяся часть концептосферы. Внутренняя форма латинского слова conzept обращает нас к образу зерна. Из смыслового зерна концепта развивается сложная система знаний.

Культурно-семиотический подход рассматривает концепт как глобальную, многомерную единицу ментального уровня, для которой характерны следующие признаки:

  • культурно-историческая обусловленность, то есть зависимость порождения тех или иных смыслов от идеологем какой-либо эпохи;
  • широкий объём (экстенсионал);
  • структурированность более простыми в ментальном отношении смыслами: обыденными понятиями, представлениями, культурными установками, идеологемами, стереотипами, которые могут иметь разнообразные формы репрезентации (выражения);
  • неоднородность содержания, проявляющаяся в синтезе конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, объективного и субъективного;
  • разнообразие типов знаковых репрезентаций, то есть способность к выражению средствами, неоднородными с точки зрения сложности, разных семиотических систем.

Структурная модель концепта определяется характером входящего в него содержания. Можно выделить два основных типа содержания.

Первый тип включает в себя конструкты знания, обладающие ценностью и истинностью для всего человечества. Слой концепта, содержащий знания этого типа, назовём универсальным. Универсальными могут быть обыденные понятия, культурные установки и стереотипы.

Например, культурные установки человеку необходимо трудиться / каждый человек должен трудиться; не откладывай дела, люди должны жить вместе, люди должны жить дружно, стереотипы труд приносит пользу обществу; хороший специалист имеет многолетний опыт работы являются универсальными на данном синхронном срезе.

Учёные насчитывают до 70 культурных универсалий. К основным относятся: речь vs. язык, искусство, мифология, наука, религия, семья, собственность, правительство, война.

Второй тип включает в себя национально специфические знания, которые продуцируются лингвокультурной общностью, то есть группой, объединённой совокупностью признаков (язык, история, культура и пр.), главным из которых выступает родной язык.

Слой концепта, содержащий знания этого типа, назовём культурным. Культурный слой концепта содержательно неоднороден. Это обусловлено дифференциацией лингвокультурной общности на более мелкие группы – социумы, то есть группы, выделяемые по общности профессии, возраста, конфессии, уровня образования, хобби и др.

Об аспектуализации культуры говорил Н. И. Толстой. Так, он отмечал, что в культуре можно выделить четыре разновидности: «культуру образованного слоя, “книжную”, или элитарную, культуру народную, крестьянскую, культуру промежуточную, соответствующую просторечию, которую обычно называют “культурой для народа” или третьей культурой, и для полноты картины и более чёткого параллелизма ещё традиционно-профессиональную субкультуру (пастушескую, пчеловодческую, гончарную и др. на селе, торгово-ремесленническую – в городе)».

Так, паремии о труде отражают ценность времени в народной (крестьянской) культуре и ценность инструмента в профессиональной: сей и холь яровое в мае, так будет зимой добро; овсы да льны в августе смотри; в октябре та бабам и работа, что льны приспевать; до солнца пройти три покоса – не будешь ходить босо / кабы не клин да не мох, так бы плотник издох; без веретена пряжи не спрядёшь; кому до чего, а кузнецу до наковальни.

Классификация культуры, предложенная Н. И. Толстым, отражает стратовый характер общества ХІХ в. Безусловно, каждый исторический период формирует свой набор культурных стратов.

Интересно
Д. С. Лихачёв отмечал, что в сознании человека может сочетаться несколько концептосфер: «Одна концептосфера может сочетаться с другой – скажем, концептосфера русского языка в целом, но в ней концептосфера инженера-практика, а в ней концептосфера семьи, а в ней индивидуальная концептосфера».

В культурный слой концепта входит информация о социальном рейтинге концепта: в одни культурно-исторические периоды концепт может приобретать особую социальную значимость, в другие – утрачивать её.

В качестве примера можно привести значимость труда на предыдущих этапах развития русской культуры, воплощённую в модусных компонентах языковых единиц разного типа: в дальних краях ремесло кормит; мастер на все руки; ничто так, как труд, не облагораживает человека, и скептическое отношение к честному труду в перестроечное время, которое отражается, например, в эмоционально-оценочных коннотациях газетных заголовков: «Как избежать безработицы, если никто не хочет работать» («Комсомольская правда», 19.07.91), «Работа не волк, но что-то звериное в ней есть» («Аргументы и факты», № 50, 2000), «Не хотим быть трудом, хотим быть капиталом» («Комсомольская правда», 11.12.91).

Неотъемлемой частью процесса изменения социального рейтинга концепта является актуализация входящих в него смыслов. Составляющие концепта подвержены актуальной дифференциации: одни аспекты уходят в пассивный слой, другие составляют ядерную часть.

Несмотря на возможность протекания данных процессов, ядерная часть концепта отличается той или иной степенью стабильности, которая обусловлена фактором социально-исторической преемственности.

Инвариантное содержание ядерной части концептов детерминировано архетипами, особенностями национального менталитета, глубинной структуры, определяющей на протяжении длительного времени этническое и национальное своеобразие и характеризующейся большой стабильностью.

По отношению к культуре концепты могут быть исконными и импортированными. Первые стали сразу достоянием сознания лингвокультурной группы, вторые – заимствованы из других культур.

Судьба импортированных концептов может быть разной. Они могут быть полностью или частично усвоены культурой, их содержание может быть переосмыслено. Ср.: содержание концепта «Толерантность» в русской и западной лингвокультурах. Русская толерантность далеко не безгранична в сравнении с западной.

Ю. С. Степанов учил, что концепты могут быть как априорные (имеющие один или небольшое число существенных, актуальных признаков, представленных в виде коллективного бессознательного, широкую сферу применения; чаще всего постоянные, «рамочные», по Готфриду Лейбницу, чистые), так и апостериорные, по Г. Лейбницу, эмпирические (с плотным ядром).

Априорные концепты человек получает как данное. Они не зависят от его опыта. Апостериорные – всегда проведены индивидуумом через себя, продуманы и прочувствованы им. Рамочными концептами являются «Цивилизация», «Интеллигенция» и др., эмпирическими – «Тоска», «Любовь», «Ревность» и др.

В зависимости от характера семиотического процесса концепты могут быть определены как идеологически детерминированные и эволюционные.

Репрезентации эволюционных концептов позволяют проследить развитие семиотического процесса, идеологически детерминированных – нет.

Примером эволюционного концепта может быть «Любовь», поскольку каждая культурная эпоха включает в него свои смыслы, оставляя инвариантную часть. Русское понимание любви было ориентировано то на эротическские, то на духовные, то на физиологические, то на игровые (виртуальные) доминанты.

Концепты «Пятилетка», «Дедовщина» и др. являются идеологически детерминированным, так как существовали только в советскую эпоху. Многие идеологически детерминированные концепты являются импортированными, например «Splin».

При определении концепта следует учитывать дискурсивное пространство, в котором он функционирует. Н. Ф. Алефиренко отмечает: «Концепт – форма, в которой осуществляется дискурсивная переплавка эмоционального и интеллектуального отражения действительности; образы, представления и понятия – это «вылитые» в процессе переплавки логико-эпистемологическик структуры, воплощающие соответствующее миропонимание, результаты интеллектуально-эмотивной интерпретации познаваемого».

В зависимости от вида дискурса содержание концепта может существенно меняться. Например, концепт «Воровство» в народной культуре может оправдывать данное явление, поскольку воровство становится одной из форм достижения социальной справедливости, нет чёткости отношения к воровству в экономической сфере, медицина толкует воровство как заболевание, и только религиозный и педагогический дискурс дают негативную оценку.

Итак, концепт является способом существования и организации ментального пространства культуры. Структурируя её и указывая на динамику культурно-когнитивных процессов, он обеспечивает связь между различными эпохами и стилями культуры.

Концепт не только отражает, но и задаёт определённый угол зрения на объективный мир и тем самым закрепляет и организует те или иные ценности, помогает человеку ориентироваться в том или ином культурном пространстве.

Он отражает характер лингвокультурной общности, сущность которого заключается в определённом типе реакций на явления окружающего мира.

Совокупность концептов называется концептосферой (термин Д. С. Лихачёва). В других теориях используются иные термины ‒ ноосфера (В. И. Вернадский), пассионарность (Л. Н. Гумилёв), пневмосфера (П. А. Флоренский).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)