Контроль качества

Контроль качества имеет большое значение при создании (изготовлении) товаров, при их хранении, транспортировании, реализации и утилизации. Как отмечалось выше, контроль качества — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям.

Требования, предъявляемые к показателям качества, определены в соответствующих нормативных документах (регламентах, стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе “Требования к качеству”, “Основные и Особые условия поставки” и проч.

Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара, причем виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различны. На стадии производства контроль качества осуществляется самим изготовителем. Целью такого контроля является отбраковка некачественных изделий, а также установление причин возникновения брака. Причем, чем тщательней осуществляется такой контроль, тем выгоднее самому производителю.

На стадии обращения контроль качества осуществляется с целью проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также при продаже. Самое ответственное место отводится контролю качества при передаче товара от одной стороны другой, например при сделках купли-продажи и др.

Эти операции осуществляются, как правило, на предприятиях торговли в соответствии с инструкциями “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству” и “О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству”.

Контроль качества товаров в процессе приемки производится или на складе получателя, или на складе поставщика в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т. п.).

Сроки приемки по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены стандартами или техническими условиями. Во всех остальных случаях в соответствии с инструкцией установлены следующие сроки приемки товаров: при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а для скоропортящихся товаров — не позднее 24 часов после выдачи товаров органом транспорта или поступления в магазин; при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 часов после ее поступления в магазин. Более продолжительные сроки устанавливаются для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и районов досрочного завоза.

Если в результате контроля обнаружено, что качество товаров, их комплектность и маркировка не соответствуют указанным требованиям, то контроль приостанавливают и составляют акт, в котором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов.

Некачественная продукция отправляется на склад, где должна быть обеспечена сохранность этих товаров. Далее следует действовать в соответствии с условиями договора-поставки. Обычно для продолжения приемки вызывается представитель поставщика (изготовителя).

Если представитель поставщика не является в установленный срок, то контроль качества товаров производится экспертом бюро товарных экспертиз или представителем соответствующей инспекции по качеству.
По результатам приемки товаров по качеству и комплектности составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.

Если качество товаров окажется не соответствующим стандартам, техническим условиям, иной документации, образцам (эталонам), рецептурам или условиям договора, то покупатель (получатель) вправе отказаться от принятия и оплаты товаров, а если они уже оплачены, — потребовать в установленном порядке возврата уплаченных сумм и замены товаров.

Кроме того, покупатель (получатель) вправе принять указанные товары по договорным ценам или для реализации на комиссионных началах. В этом случае товары не засчитываются в выполнение обязательств по договору. При поставке товаров более низкого сорта, чем было предусмотрено, покупатель имеет право принять товары по цене, предусмотренной для товаров соответствующего сорта, или отказаться от принятия и оплаты товаров.

В случае поставки некомплектных товаров (отсутствие деталей мебели и проч.) поставщик обязан их доукомплектовать в течение 20 дней после получения требования.
Кроме того, поставляемые товары должны иметь соответствующую маркировку, и на них должны быть проставлены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке. Поставщики несут имущественную ответственность за поставку некачественной продукции, за просрочку поставки и недопоставку (см. таблицу).

Кроме того, дополнительные санкции могут быть предусмо-рены в договорах поставки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)