Общие требования к информации для потребителей

Потребитель имеет право на предоставление полной и достоверной информации, которая включает информацию о торговом предприятии и информацию о реализуемых товарах. Требования к предоставлению данной информации изложены в различных нормативно-правовых актах, правилах, инструкциях.

Информация о торговом предприятии и организации его деятельности должна размещаться в удобных для покупателя местах. Она должна включать:

  • наименование предприятия торговли, его местонахождение и юридический адрес, режим работы торгового предприятия. Указанная информация размещается на вывеске торгового предприятия;
  • индивидуальный предприниматель предоставляет информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
  • если вид деятельности, осуществляемый торговым предприятием, подлежит лицензированию, то оно обязано предоставить информацию о сроках действия лицензии и об органе, ее выдавшем;
  • Закон РФ “О защите прав потребителей”;
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55;
  • Правила продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. № 918 (если торговля осуществляется по образцам);
  • Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 (если осуществляется комиссионная торговля);
  • иные правила, регламентирующих торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, утвержденных исполнительными органами власти субъектов РФ;
  • правила и нормативы пожарной безопасности, обязательные для исполнения предприятием (Правила пожарной безопасности ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а также инструкции о мерах пожарной безопасности, планы эвакуации людей (если в здании на этаже одновременно находится более 10 человек);
  • копии документов, подтверждающих законность владения (пользования) помещением (свидетельство на право собственности или договор аренды (субаренды), зарегистрированный в установленном порядке);
  • утвержденный и согласованный ассортиментный перечень;
  • указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
  • фамилии и инициалы работников торгового зала — на их рабочих местах или нагрудных знаках;
  • особенности обслуживания отдельных категорий граждан (внеочередное обслуживание, обслуживание несовершеннолетних);
  • перечень, стоимость и условия оказания услуг;
  • сведения о порядке обмена товаров;
  • сведения о применяемых формах продажи товаров (самообслуживание, продажа товара по предварительным заказам, продажа товаров с открытой выкладкой, продажа товаров по образцам, продажа товаров на дому и проч.);
  • книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя административно-территориальной единицы, на территории которой находится данное предприятие. Книга подлежит ежегодной перерегистрации;
  • адреса и телефоны контролирующих органов, а также органов местной администрации.

Аналогичная информация должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Основная функция информации о товаре — это доведение до потребителя (поставщика, продавца и др.) сведений об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара. Информация свидетельствует о качестве и комплектности товаров. Она должна быть направлена на более полное раскрытие потребительских свойств товара и подтверждать его безопасность. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации.

Требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены соответствующими законами, иными правовыми актами (указами Президента и постановлениями Правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти) и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров. Право потребителя на информацию о товаре регулируется нормами Закона РФ “О защите прав потребителей”, а также Гражданским кодексом РФ.

Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о товаре должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов РФ.

Информация рекламного характера должна соответствовать законодательству РФ. Например, использование таких терминов, как “экологически чистый”, “витаминизированный”, “радиационно-безопасный” имеют рекламный характер. Эти термины можно использовать только при указании нормативного документа, позволяющего осуществить контроль и идентификацию заявленных характеристик, а также при подтверждении этого органами, уполномоченными для проведения такого контроля. Содержание общей информации обо всех товарах отражено в Законе “О защите прав потребителей”.

В соответствии со ст. 10 Закона информация о товарах обязательно должна содержать следующее:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и
    свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — сведения о составе с указанием использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, биологически активных добавок, о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (если их содержание превышает 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ;
  • цену в рублях и условия приобретения товара, в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения o действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождение (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) продавца (изготовителя) и место нахождение организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также требованиям, предотвращающим причинение вреда имуществу потребителя, которые установлены законодательством РФ. Способ и порядок представления информации об обязательном подтверждении соответствия устанавливается законодательством РФ о техническом регулировании и включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке действия и об организации его выдавшей;
  • информацию о правилах продажи товаров и др.

Следует отметить, что за непредоставление информации, а также представление недостоверной или недостаточно полной информации изготовитель (продавец) несет административную ответственность. Если недостаточная или отсутствующая информация повлекли за собой причинение вреда жизни или здоровью и имуществу потребителя, то изготовитель (продавец) может понести и уголовную ответственность.
Требования к маркировке конкретных групп товаров содержатся в соответствующих документах (технических регламентах, стандартах и проч.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)