Конфлитогенность профессионального выгорания

В настоящее время более десяти миллионов человек во всем мире страдают клинической формой синдрома хронической усталости (син­дромом профессионального выгорания). Это заболевание было откры­то в начале 1950-х гг. и долгое время считалось неисследованной фор­мой вирусной инфекции.

В 1970-х — начале 1980-х гг. некоторые медики обратили внима­ние на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротнич­кам» или являлись членами семей этих людей.

В большей степени за­болеванию оказались подвержены представители творческих профес­сий и профессий, связанных с обслуживанием клиентов, а также руководители компаний.

Хотя на тот момент ученые не пришли к еди­ному мнению о природе и происхождении синдрома хронической уста­лости, ими была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа больных.

Понятие «выгорание» впервые было использовано в середине 1970-х гг. американским психиатром Г. Фройденбергером для характеристики психологического состояния специалистов, интенсивно и тесно общаю­щихся с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказа­нии профессиональной помощи.

Процесс выгорания характеризуют три понятия — эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и снижение профессиональ­ной эффективности (редукция профессиональных качеств).

В литературе отмечается, что данный феномен, являющийся ярким отражением современной жизнедеятельности человека, широко распро­странен среди руководителей коммерческих предприятий и организаций.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема определения факторов, влияющих на эмоциональное выгорание руководителей, так как четкое представление о них позволит разрабатывать программы про­филактики и ранней диагностики этого дезадаптационного феномена.

Наиболее полно психологами изучены внешние факторы выгора­ния, обусловленные организационным контекстом, в котором протека­ет деятельность руководителя.

В Европе и Америке издано большое количество литературы, про­ведено огромное число исследований по изучению феномена профес­сионального выгорания у медицинских работников, педагогов, спорт­сменов, руководителей крупных компаний, а также у специалистов творческих профессий или профессий, непосредственно связанных с обслуживанием клиентов.

Итак, профессиональное выгорание — это долговременная стрес­совая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжитель­ных профессиональных стрессоров средней интенсивности.

Исследо­ваниями подтверждено, что больше всего от профессионального выгорания страдают представители так называемых интеллектуально- коммуникативных профессий — руководители, продавцы, консуль­танты, агенты, преподаватели, врачи, журналисты, специалисты различных социальных служб, чья работа связана с большими нервно- психическими нагрузками.

Действительно, условия работы этих специалистов далеко не ком­фортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.

Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время в форме, невозможность выбора учащихся или клиен­тов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контак­тов в течение рабочего дня и т. д.

При такой работе день за днем уро­вень напряженности может накапливаться. Возможные проявления напряженности — возбуждение, повышенная раздражительность, бес­покойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.

Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться за­щитить себя.

Это выражается в неосознаваемом или осознаваемом же­лании уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащи­мися, клиентами.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные кон­такты с другими людьми (работники социальной сферы — педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.).

Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Селье, все­гда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать ос­трые нарушения либо проявляться в виде отсроченных последствий.

На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психо-социальных факторов установлено, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфарк­ты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболева­ния и др.

Количество стресс-реакций возрастает вследствие действия «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приво­дит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительно­сти», особенно выраженного в производственных коллективах.

Синдром психического выгорания рассматривается многими автора­ми как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям.

При этом ос­новным предрасполагающим фактором выгорания является продолжи­тельность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных меж­личностных отношений.

В связи с этим большинство авторов склоняется к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представите­лей коммуникативных профессий — профессий системы «человек—че­ловек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультирующие пси­хологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, а также все категории руководителей-менеджеров.

Итак, в контексте профессиональной деятельности негативные последствия меж­личностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «професси­ональное выгорание».

Безусловно, имеются основания считать, что «вы­горание» напрямую относится к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалис­тов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)