Конфискация памятников истории и культуры как возможная мера ответственности за посягательства на объекты культурного наследия

Не так давно бывший председатель Комитета по культурному наследию Москвы В.А. Шевчук озвучил поправки к УК РФ, которые подготовило его ведомство в целях ужесточения ответственности недобросовестных собственников памятников. “Спусковым крючком” таких действий во многом явилась упоминавшаяся выше тяжба Москомнаследия с ООО “Каре” – собственником объекта культурного наследия федерального значения “Дом Орлова-Денисова с двумя боковыми флигелями, XVII в.”.

Суть предложений Москомнаследия по совершенствованию УК РФ заключается прежде всего в том, чтобы ввести институт конфискации памятников у недобросовестных собственников, чьи действия или бездействие повредили объект культурного наследия. В.А. Шевчук отметил, что “мы выступаем не за введение института конфискации в целом, а за введение его в отношении памятников культурного наследия… этот вопрос необходимо ставить и эту норму необходимо в каком-то виде вводить… при этом многие скептики говорят, что законодатели могут встретить эту норму очень прохладно”.

Речь идет о дополнении ст. 243 “Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры” УК РФ санкцией конфискации памятников. Рассмотрим, насколько данные предложения Москомнаследия обоснованны, возможны ли они в принципе и существует ли на сегодня правовая возможность конфисковывать памятники у недобросовестных владельцев.

Интересно
Прежде всего необходимо определиться с понятием “конфискация” и ее характерными признаками. В общем виде под конфискацией (лат. confiscatio – отобрание имущества в казну) в литературе понимают принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего на праве собственности лицу, в качестве санкции за совершенное правонарушение: гражданско-правовое нарушение, административный проступок или преступление .

Напомним, что предложенная Москомнаследием конфискация памятников означает конфискацию предмета правонарушения, совершенного собственником данного предмета, которым памятнику нанесен ущерб. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые “отраслевые” конфискации.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ одним из видов административных наказаний является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ неизъятых из оборота вещей.

Такая конфискация назначается судьей, при этом конфискацией не признается изъятие вещей, которые по закону изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего правонарушение. Как видим, административное законодательство прямо называет конфискацию предмета правонарушения видом административного наказания, поэтому конфискация памятника истории и культуры у собственника, причинившего памятнику вред, вполне возможна при наличии соответствующей нормы, однако на сегодняшний день ответственность собственно за повреждение памятников истории и культуры установлена Уголовным кодексом РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ст. 7.13 “Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны” и ст. 7.14 “Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия”, санкции которых не указывают конфискацию предмета правонарушения.

Рассмотрим через призму уголовного законодательства, насколько реальны предложения Москомнаследия. Уголовный кодекс РФ определяет конфискацию не как вид наказания, а как иную меру уголовно-правового характера, принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенного имущества.

Анализ соответствующих норм Уголовного кодекса РФ показывает, что конфискация предмета преступления, не изъятого из оборота, возможна только в случае уголовно наказуемой контрабанды, когда незаконно перемещаемое имущество, если оно не подлежит передаче законному владельцу, конфискуется.

Отметим, что уголовное законодательство некоторых зарубежных государств предусматривает возможность конфискации предмета преступления. Так, согласно ст. 33 “a”, 36 “c” Уголовного кодекса Нидерландов конфискации подлежат предметы, в отношении которых совершено правонарушение.

Если предлагается дополнить санкцию ст. 243 УК РФ конфискацией памятника как разновидностью конфискации предмета преступления, то такой вид наказания должен быть предусмотрен ст. 44 “Виды наказаний” УК РФ, что вряд ли возможно. Выходом, на наш взгляд, было бы распространение конфискации памятника у собственника как иной меры уголовно-правового характера на случаи совершения собственником преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, о чем следует непосредственно указать в п. “а” ч. 1 ст. 104.1 “Конфискация имущества” этого Кодекса.

Но и на этом трудности не исчерпываются: в любом случае конфисковывать памятник у недобросовестного собственника уголовное законодательство позволит лишь тогда, когда таким собственником будет только физическое лицо. В отличие от административного правонарушения, субъектом которого могут быть как юридические, так и физические лица, субъектом преступления может быть только физическое лицо, человек.

Интересно
Если собственником памятника является юридическое лицо, а субъектом преступления – физическое, то, учитывая личный характер наказания, конфисковывать можно только то, что принадлежит на праве личной собственности субъекту преступления (если вести речь о конфискации как о наказании).

Если рассматривать конфискацию памятника в качестве иной уголовно-правовой меры, то и тогда предмет преступления должен передаваться законному собственнику, которым будет юридическое лицо, владеющее этим памятником, пусть даже вред памятнику нанесли действия руководителя такого юридического лица.

В заключение следует отметить, что данная проблема требует дальнейшего исследования, это должно привлечь к ее изучению всех заинтересованных специалистов различных отраслей права – как ученых-теоретиков, так и практических работников.
Не должны остаться в стороне от обсуждения представители бизнеса, частные инвесторы, поскольку именно на них, как уже подчеркивалось выше, возлагается основная надежда в деле сохранения памятников истории и культуры, которые по каким-либо причинам не может содержать государство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)