Когда и почему религию стали считать результатом встречи обманщика и дурака

В XVI веке появляется анонимный трактат «О трех обманщиках», который тайно переписывается в больших количествах и получает широкую известность. Здесь, как и во многих других рукописях того времени, формируется новое отношение к религиозности как таковой.

Неизвестный автор утверждал, что как христиане не верят рассказам мусульман, что
Магомет получил Откровение от Бога, так и любому здравомыслящему человеку следует признать, что не только Магомет, но и Моисей, и Христос, и любой «новый создатель религии наперед должен быть заподозрен в мошенничестве».

Подлинное счастье обретается на пути следования природе, тогда как корыстолюбивые служители выдуманных культов только наживаются на своем обмане «дураков», профанов, невежественных простых людей, которые вынуждены трудиться на них, не располагая ни свободным временем, ни знаниями для разоблачения обмана. 

Эразм Роттердамский, «оракул Европы», к которому за советами обращались даже папы и государи, написал знаменитую сатиру «Похвала Глупости», где едко высмеиваются церковные предрассудки.

Формируется гуманизм (от лат. humanus – человечный), философия человечности как таковой, дух непредвзятого, объективного и беспристрастного научного поиска точного знания, светская, внеконфессиональная культура эпохи Возрождения и Нового времени, «секуляризм» (от лат. saeculum – век, мирской) и «сциентизм» (от лат. scientia – наука, знание) как новое внеконфессиональное мироотношение, как общечеловеческий универсализм, новая общезначимость.

Понятие секуляризма первоначально складывается еще в церковном каноническом праве, где оно обозначало переход лица или вещи из церковного владения в светское, мирское. В средние века отдельные угодья или люди могли забираться государями у церкви, причем не всегда с ее согласия, но особенно этот процесс усилился в эпоху Реформации.

В широком смысле это понятие стало обозначать «освобождение от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существования и т.п.».

В литературе советского периода под секуляризацией полагали «процесс освобождения различных сфер общества … от влияния религии» вообще, а секуляризм понимался как «мировоззренческая позиция, отвергающая всякого рода богословские системы и стремящаяся объяснить мир и обосновать нравственное развитие человека, исходя из данных опыта земной жизни».

Сегодня очевидно, что эти представления были частью идеологической теории «научного коммунизма», стремящейся обосновать вытеснение традиционных религиозных учений России секулярным «культом КПСС», т.е. «воинствующий атеизм», «секуляризм» и «гуманизм» сами выступают как проявления фундаментальной «религиозности» или особого антропологического измерения, соотносящего личность и Действительность, Трансцендентное, наполняемое тем или иным теологическим или философским содержанием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)