Когнитивная антропология

Современные технические возможности, породившие «видеоклиповую культуру», создали условия для комплексного эстетического воздействия на все органы чувств.

Интересно
Её отличает самое главное — нарушение гармонии, органичности, в частности преобладание тенденции визуализации, связанной с активной рационалистичной эксплуатацией наиболее «информоемкого канала» получения информации — зрения.

В результате современный человек все более лишается выработанной тысячелетиями культуры слухового восприятия мира, что усугубляется преобладанием в звуковой среде преувеличенных в громкостно – динамическом отношении электронных звучаний.

Это становится особенно ясно при обращении к традиционному музыкальному инструментарию, построенному прежде всего на звукоподражании, ориентированном на рождение звука из тишины, которая также воспринимается как звучание, как «музыка природы».

Характерно, что звуковая перегруженность современного музыкального быта, связанная с развитием звуковоспроизводящей техники и электронно – музыкального звучания, приводит, по мнению социологов, к «боязни тишины».

Например, школьники могут выполнять домашние задания только со стереонаушниками на голове, только с использованием постоянного звукового фона (своеобразных «звуковых обоев»).

Картина мира, порождаемая массовой культурой, оказывается, таким образом, лишенной той многомерности, многокрасочности и гармоничности, которая отличает этническую традиционную картину мира.

Детальное изучение этнической картины мира, особенно на личностном уровне, чрезвычайно затруднено одним противоречием.

Оно было выявлено еще в 50-х гг. XX в., когда сформировалось направление в антропологии, ставившее изучение «картины мира» во главу угла исследования общества, прежде всего его традиционных моделей.

Интересно
Речь идет о принципиальном несовпадении двух точек зрения на традиционную культуру — исследовательского взгляда «извне» и взгляда «изнутри» — позиций самих носителей культуры.

Указанное научное направление связано с именем антрополога Р.Редфилда. Главная особенность «картины мира» – возможность взглянуть на культуру как бы изнутри — глазами ее носителей, выявить ее оттенки, что, в частности, требует применения метода эмпатии (сопереживания).

По мнению Р.Редфилда и его последователей, антропология страдает прежде всего тем, что интерпретирует мировидение представителей других культур только извне, в системе привычных европейский научных категорий.

Этнолог должен прежде всего найти ту «точку», с которой носитель культуры смотрит на мир, попробовать встать на его место, посмотреть его глазами, научиться говорить о культуре в тех категориях и с теми акцентами, присущие этому представителю культур.

Лишь тогда можно говорить об адекватном понимании данной картины мира.

При этом Р. Редфилд отрицал единую «общенациональную» картину мира, считая, что у разных людей и у разных слоев внутри этнической общности эта картина может быть разной.

В дальнейшем, в русле когнитивной антропологии, был сделан вывод о предельной субъективности картины мира, о наличии у индивидуальных членов общества (в силу различий биологического наследования, социальных ролей и т.д.) собственных когнитивных картин мира.

Разумеется, нельзя недооценивать субъективное мироотношение и мироощущение, но нельзя и отрицать ту реальную общность, которая существует в отношении к миру у представителей этнической общности и отражается в традиционной этнической культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)