Конструктивизм в этнопедагогике
Конструктивизм — это альтернативный подход, имеющий широкое распространение в западноевропейской и американской этнологии, претендует на более адекватное описание этнических процессов.
Наиболее авторитетным представителем и одним из основателей этого направления считается норвежский теоретик Ф. Барт, в работах которого основные принципы конструктивизма сформулированы наиболее последовательно.
Этническая идентичность — это не выражение определенного культурного комплекса, а форма социальной организации на основе «самокатегоризации» или категоризации другими.
Этнические группы — результат не развития некой «этнической матрицы» (как это рассматривается в примордиалистской интерпретации), а сознательного социального конструирования в определенных исторических, экономических, политических обстоятельствах с учетом конкретных ситуативных воздействий.Ключевую роль в конструировании этничности играет политика «этнического предпринимательства», которое мобилизует членов этнической группы на определенные политические действия. Огромную роль в указанном конструировании играют политики, ученые и средства массовой информации, создающие «мифы» об этногенезе, «воле народа» и т.д.
Наиболее яркий представитель конструктивизма в отечественной этнологии — В. А. Тишков, разделяющий основные установки бартовского конструктивизма. «То, что государство создают нации, а не наоборот, стало уже академическим трюизмом», но государства также создают и этничность в доступности культурного и социального материала.
Классические примеры в подтверждение данного тезиса — это племенная номенклатура африканского континента, сконструированная колониальными администрациями совместно с антропологами, а также социалистические нации и народности бывшего СССР, прошедшие процедуру “национального строительства”.Не вызывает сомнений то, что конструктивистские методы исследования современных этнических процессов позволяют объяснить в них многое, увидеть, как реальные этнические проблемы используются в политической борьбе за власть, как происходит политическое манипулирование этнической принадлежностью, этнокультурными символами и т.д.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу