Конструктивизм в этнопедагогике

Конструктивизм — это альтернативный подход, имеющий широкое распространение в западноевропейской и американской этнологии, претендует на более адекватное описание этнических процессов.

В его основе — отрицание именно онтологических оснований этноса, какой бы то ни было укорененности этич­ности.

Наиболее авторитетным представителем и одним из основателей этого направления считается норвежский теоретик Ф. Барт, в работах которого основные принципы конструктивизма сформулированы наиболее последовательно.

Интересно
Классическим стало и предложенное Ф. Бартом еще в конце 60-х гг. XX в. определение этничности как «формы социальной организации культурных различий». Одно из центральных понятий — «этническая граница», которое определяет саму группу, а не культурный материал, содержащийся в пределах этих границ.

Этническая идентичность — это не выражение определенного культурного комплекса, а форма социальной организации на основе «самокатегоризации» или категоризации другими.

Этнические группы — результат не развития некой «этнической матрицы» (как это рассматривается в примордиалистской интерпретации), а сознательного социального конструирования в определенных исторических, экономических, политических обстоятельствах с учетом конкретных ситуативных воздействий.

Ключевую роль в конструировании этничности играет политика «этнического предпринимательства», которое мобилизует членов этнической группы на определенные политические действия. Огромную роль в указанном конструировании играют политики, ученые и средства массовой информации, создающие «мифы» об этногенезе, «воле народа» и т.д.

Иначе говоря, объективных оснований этнос не имеет. Он является скорее актом «творческого воображения» или продуктом сознательной деятельности людей. Не лидеры служат этнической общности, а этнический фактор — лидерам.

Наиболее яркий представитель конструктивизма в отечественной этнологии — В. А. Тишков, разделяющий основные установки бартовского конструктивизма. «То, что государство создают нации, а не наоборот, стало уже академическим трюизмом», но государства также создают и этничность в доступности культурного и социального материала.

Классические примеры в подтверждение данного тезиса — это племенная номенклатура африканского континента, сконструированная колониальными администрациями совместно с антропологами, а также социалистические нации и народности бывшего СССР, прошедшие процедуру “национального строительства”.

Не вызывает сомнений то, что конструктивистские методы исследования современных этнических процессов позволяют объяснить в них многое, увидеть, как реальные этнические проблемы используются в политической борьбе за власть, как происходит политическое манипулирование этнической принадлежностью, этнокультурными символами и т.д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)