Классификация этносов и особенности современной этносферы

В процессе этногенеза сложилась сложная картина этнического состава человечества, с трудом поддающегося классификации. Связано это с неоднозначностью этнических признаков, и с подвижностью человеческих общностей — сегодня, несомненно, нарастает процесс смешения и рас, и этносов на границах территорий их обитания.

Именно поэтому классификации этносов носят условный характер и непосредственно зависят от того или иного понимания основных признаков этноса, его природы, сущности.

В отечественной этнографии сложились традиционные виды классификации этнических общностей, ориентирующиеся на основные признаки — территориальный (географический), антропологический, языковой и деятельностный (хозяйственно – культурный). Таким образом, этносы квалифицируются прежде всего по географии своего проживания, по преобладающими антропологическим (расовым) особенностям, по языку и типу хозяйственной деятельности. Хотя, разумеется, возможны и другие виды классификации, например религиозная, связанная с преобладающими у представителей данного этноса религиозными представлениями. Но здесь степень условности еще более велика, так как этническая принадлежность не связана напрямую с религиозными предпочтениями: среди представителей того или иного народа есть сторонники разных религиозных конфессий.

Исторически сложилось так, что среди русских преобладают православные христиане, среди итальянцев — христиане – католики, среди арабов — мусульмане (разного толка), среди евреев — иудаисты и т.д. Для этнопедагогики виды классификаций этносов тем не менее имеют большой смысл. Современная образовательная среда, в которой осуществляется этнопедагогическая деятельность, оказывается, как правило, полиэтничной. Для того чтобы реализовать интегрирующую (объединяющую) функцию этнопедагогического воздействия, необходимо иметь представления о факторах, которые играют дифференцирующую (разъединяющую) в этой среде роль.

Речь идет, в частности, о присущих тем или иным этносам, этническим группам стереотипах поведения.

Исторически сложились этнические общности разного уровня – таксономического ранга. С одной стороны, внутри того или иного этноса могут выделяться общности, называемые субэтносами (или субэтническими группами), что особенно характерно для крупных этносов, занимающих обширную территорию.

Такое обособление части этноса происходит в силу разного рода причин:

  • особый образ жизни и специфический вид хозяйственной деятельности (таков, например, субэтнос русских поморов);
  • особый социальный статус (как, например, русские казаки);
  • конфессиональные различия (русские старообрядцы);
  • различия расового характера (афроамериканцы в США).

Как правило, субэтническая группа обладает и специфическими культурными особенностями, и своим языковым диалектом. С другой стороны, этносы в силу разных причин (в частности, генетических или языковых) объединены в более крупные этнические образования, обычно называемые метаэтносами.

Таковы, например, славяне, арабы или народы Балтии. Метаэтносы имеют общее самосознание, общие культурные особенности, очень часто языковую близость. В результате один и тот же человек (этнофор) может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям.

Например, обитающий на берегу Белого моря помор является русским по этносу, помором по субэтносу и славянином по суперэтносу. Таким образом, речь идет и о трех уровнях его этнической идентификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)