Классификация этносов и особенности современной этносферы
В процессе этногенеза сложилась сложная картина этнического состава человечества, с трудом поддающегося классификации. Связано это с неоднозначностью этнических признаков, и с подвижностью человеческих общностей — сегодня, несомненно, нарастает процесс смешения и рас, и этносов на границах территорий их обитания.
В отечественной этнографии сложились традиционные виды классификации этнических общностей, ориентирующиеся на основные признаки — территориальный (географический), антропологический, языковой и деятельностный (хозяйственно – культурный). Таким образом, этносы квалифицируются прежде всего по географии своего проживания, по преобладающими антропологическим (расовым) особенностям, по языку и типу хозяйственной деятельности. Хотя, разумеется, возможны и другие виды классификации, например религиозная, связанная с преобладающими у представителей данного этноса религиозными представлениями. Но здесь степень условности еще более велика, так как этническая принадлежность не связана напрямую с религиозными предпочтениями: среди представителей того или иного народа есть сторонники разных религиозных конфессий.
Исторически сложилось так, что среди русских преобладают православные христиане, среди итальянцев — христиане – католики, среди арабов — мусульмане (разного толка), среди евреев — иудаисты и т.д. Для этнопедагогики виды классификаций этносов тем не менее имеют большой смысл. Современная образовательная среда, в которой осуществляется этнопедагогическая деятельность, оказывается, как правило, полиэтничной. Для того чтобы реализовать интегрирующую (объединяющую) функцию этнопедагогического воздействия, необходимо иметь представления о факторах, которые играют дифференцирующую (разъединяющую) в этой среде роль.
Исторически сложились этнические общности разного уровня – таксономического ранга. С одной стороны, внутри того или иного этноса могут выделяться общности, называемые субэтносами (или субэтническими группами), что особенно характерно для крупных этносов, занимающих обширную территорию.
Такое обособление части этноса происходит в силу разного рода причин:
- особый образ жизни и специфический вид хозяйственной деятельности (таков, например, субэтнос русских поморов);
- особый социальный статус (как, например, русские казаки);
- конфессиональные различия (русские старообрядцы);
- различия расового характера (афроамериканцы в США).
Как правило, субэтническая группа обладает и специфическими культурными особенностями, и своим языковым диалектом. С другой стороны, этносы в силу разных причин (в частности, генетических или языковых) объединены в более крупные этнические образования, обычно называемые метаэтносами.
Таковы, например, славяне, арабы или народы Балтии. Метаэтносы имеют общее самосознание, общие культурные особенности, очень часто языковую близость. В результате один и тот же человек (этнофор) может принадлежать одновременно к нескольким этническим общностям.Например, обитающий на берегу Белого моря помор является русским по этносу, помором по субэтносу и славянином по суперэтносу. Таким образом, речь идет и о трех уровнях его этнической идентификации.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу