Классификация цен

Цены классифицируют по различным параметрам.

По степени осязаемости предлагаемого продукта:

  1. Цены на материальную продукцию.
  2. Цены на услуги.

В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики:

1. Оптовые цены — это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяются на:

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены пред- приятия является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — это цены, по которым потребители (предприятия и организации) оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), формируемая на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния и места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

2. Цены на строительную продукцию — это цены, применяемые в области строительных работ.

Разновидностями цены строительства являются:

  • сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
  • прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м малярных работ).

3. Закупочные цены — цены, которые устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских товаропроизводителей (сельскохозяйственных предприятий, фермеров, населения).

4. Транспортные тарифы (тарифы грузового и пассажирского транспорта) — это плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с населения и отправителей грузов.

Транспортные тарифы подразделяются на:

  • тарифы железнодорожного транспорта;
  • тарифы речного транспорта;
  • тарифы морского транспорта;
  • тарифы автотранспорта и т. п.

5. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Разновидностями розничной цены являются:

  • коммерческая цена — это свободная (рыночная) цена, применяемая к товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно;
  • аукционная цена — это цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть во много раз выше ее), так как отражает уникальные и редкие свойства товаров и в значительной степени зависит от мастерства того, кто проводит аукцион.

6. Тарифы на платные услуги, оказываемые населению, подразделяются на:

  • тарифы бытового и коммунального обслуживания;
  • тарифы на тепло- и энергопотребление и т. п.

7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, формируются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. В их составе выделяют:

  • экспортные цены;
  • импортные цены.

8. Цены, используемые в учете и статистике — агрегированные, обобщенные цены, которые позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, а также измерять динамику физических объемов производства и реализации, абстрагируясь от изменений цен.

Выделяют:

  • индексы цен;
  • текущие цены;
  • средние цены;
  • сопоставимые цены;
  • неизменные цены.

В зависимости от срока согласования:

  1. Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена, устанавливаемая в момент подписания контракта, не подлежащая изменению в течение всего времени его действия и не зависящая от сроков и порядка поставки товарной партии.
  2. Подвижная — зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту поставки изменится. При установлении такой цены в контракте должен быть указан официальный источник статистических данных, по которому следует судить об изменении цены.
  3. Скользящая цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пере- смотра договорной (исходной) цены с учетом изменений в издержках производства, которые произошли в период исполнения контракта. При установлении скользящей цены оговаривается исходная цена и структура цены (долевое соотношение всех статей затрат).Планирование цены

В зависимости от территории действия:

  1.  Цены единые по стране, или поясные — это цены, устанавливаемые только на базовые виды продукции, которые фиксируются или регулируются государственными органами (например, энергоносители, квартплата и т. п.).
  2. Цены региональные (зональные, местные) — это цены, устанавливаемые предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, которые складываются в данном регионе (например, цены и тарифы на ряд жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению).

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов (франкировки товаров):

  1. Франко-склад поставщика («ex works») — в цену включены все расходы по доставке товара на склад производителя.
  2. Франко-станция отправления («FOR — free on rail, less than full load» — франко-вагон меньше полного) — в цену включены расходы на доставку товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузку, если груз отправляется по железной дороге.
  3. Франко-вагон-станция отправления («FOR — free on rail, full load» — франко-вагон полный) — в цену включены расходы по доставке товара от производителя до железнодорожной станции отправления и его погрузке, если груз отправляется по железной дороге.
  4. Франко-граница («delivered at frontier») — в цену включены расходы по до- ставке груза до границы между государствами, если товар транспортируется за границу.
  5. Франко-порт отправления или франко-вдоль борта судна («FAS — free alongside ship» — вдоль борта судна) — в цену включены расходы до порта с выгрузкой груза на причале перед судном.
  6. Франко-борт судна («FOB — free on board» — франко-борт судна) — в цену включены расходы до порта, в том числе стоимость погрузки товара с причала на борт судна.
  7. Франко-судно-порт назначения («CAF — cost and freight» — стоимость и фрахт) — в цену включены все расходы до порта назначения.
  8. Франко-судно-порт назначения и страхование («CIF — cost, insurance, freight» — стоимость, страхование и фрахт) — в цену включены все расходы до порта назначения, а также страховка товара от риска гибели или порчи при перевозке.
  9. Франко-порт назначения («ex quay») — в цену включены все расходы до порта назначения, в том числе стоимость выгрузки.
  10. Франко-склад потребителя («delivered dutypaid» — поставлено, пошлина оплачена) — в цену включены расходы по доставке товара потребителю.

В зависимости от степени участия государства в установлении цены:

  1.  Свободная — цена, свободно складывающаяся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов. Государство может воздействовать на ее уровень только путем влияния на конъюнктуру рынка.
  2. Регулируемая — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения, но находящаяся под контролем государственных органов.
  3. Фиксированная — цена, прямо устанавливаемая государством в лице органов власти и управления.

Государство регулирует цены с помощью экономических и административных методов.

В зависимости от географической «привязки»:

  1. Отпускная цена предприятия по месту изготовления — это цена, одинаковая для всех покупателей, при которой товар оплачивается и передается на месте изготовления, а собственность и весь риск переходят к покупателю.
  2. Единая цена — это цена, одинаковая для всех покупателей независимо от их местоположения, но включающая издержки фрахта по усредненной цене.
  3. Зональная цена — это цена, одинаковая для всех покупателей, расположенных внутри определенной территориальной зоны.
  4. Цена базисного пункта — это цена, включающая в себя издержки фрахта до определенного, выбранного продавцом, базисного пункта. Продавец начисляет каждому покупателю дополнительные фрахтовые издержки к отпускной цене из расчета доставки от базисного пункта до местоположения покупателя.

В зависимости от способа предоставления информации об уровне цены:

1. Публикуемая — цена, объявляемая в специальных и фирменных источниках информации:

  • справочная — цена на товар во внутренней и внешней торговле, публикуемая в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах;
  • биржевая котировка — цена товара, являющегося объектом биржевой торговли;
  • аукционная цена;
  • цена фактической сделки; такие цены, как правило, не публикуются регулярно, а появляются в печати эпизодически и касаются конкретных операций;
  • цена предложения крупной фирмы отражает монопольный характер поставок товара.

2. Расчетная — цена поставщика — цена, применяемая в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.

В зависимости от стадии производственного процесса:

  1. Лимитная (предельно допустимая) — цена, устанавливаемая на стадии проектирования нового изделия.
  2. Проектная и ориентировочная — цена, устанавливаемая в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.

В зависимости от сферы товарооборота:

  1. Оптовая — цена, устанавливаемая при реализации товара партиями (в основном при расчетах между юридическими лицами).
  2. Розничная — цена, устанавливаемая при реализации единицы товара в розничной торговой сети (в основном при расчетах с населением).

Прежде чем приступить к рассмотрению методов ценообразования, напомним значение терминов, встречающихся в данном разделе:

Себестоимость — затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.

Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Прибыль исчисляется как разность между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара.

Предельная прибыль — разность между предельным доходом и предельными издержками.

Предельный доход от реализации — изменение в доходе, обусловленное продажей дополнительной единицы товара.

Предельные издержки — изменение величины издержек при изменении объема выпуска, представляющее собой затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции.

Валовая прибыль — предельная прибыль, умноженная на объем продаж.

Постоянные затраты — типы затрат, которые не меняются, как бы ни изменился объем продаж.

Переменные затраты — типы затрат, находящиеся в прямой зависимости от объема продаж.

Прямые затраты — те затраты, которые можно отнести на конкретную единицу выпускаемой продукции:

  • сырье и материалы, которые составляют часть выпускаемого изделия или его компонентов;
  • объем заработной платы основных производственных рабочих, выплачиваемый за изготовление данного изделия или его компонентов;
  • суммы социального страхования (отчисления в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования и пр.), начисляемые на трудовые затраты;
  • прямые цеховые расходы — те расходы, размер которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий (например, стоимость электроэнергии или других услуг, необходимых для работы).

Косвенные затраты — это те затраты, которые носят общий характер и относятся ко всей выпущенной продукции в целом:

  • затраты на вспомогательные материалы, используемые в производственном процессе (ГСМ, запчасти и пр.);
  • косвенные трудовые затраты: заработная плата подсобных рабочих, рабочих по обслуживанию оборудования, кладовщиков, контролеров и пр.;
  • заработная плата руководителей и административных работников, стоимость аренды, страховые платежи, транспортные расходы и пр.

Средние затраты — отношение суммы всех постоянных и переменных затрат к общему объему произведенной и реализованной продукции.

Необходимо подчеркнуть, что некоторая часть косвенных затрат является условно постоянной, не зависящей от масштабов производства, — аренда, страхование, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала и др. Эти затраты являются постоянными до какого-то момента, пока не изменятся условия производства.

Другая часть косвенных затрат является частично переменной — затраты на рабочую силу на вспомогательных операциях, отопление, электроэнергию и др. Они меняются, но не в прямой зависимости от объема производства.

Как уже было сказано, руководство предприятия должно принимать решения по общей стратегии позиционирования компании. Процесс разработки ценовой полити

ки в контексте общей стратегии маркетинга представлен на рис. 8.1.

Таким образом, приступая к выбору метода ценообразования, необходимо помнить, что на принятие решения о ценообразовании влияют, в общем, три фактора:

  • затраты на производство товара;
  • цены, запрашиваемые конкурентами;
  • воспринимаемая потребителем ценность товара.

Теперь рассмотрим вопросы, связанные с затратами, а точнее, с системой учета затрат, так как в литературе по маркетингу этому вопросу уделяется немного внимания. Учет фактических затрат на производство единицы продукции служит отправной точкой для определения себестоимости единицы продукции. Рассмотрим несколько основных методов определения себестоимости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)