Классификация потребительских товаров

Основной критерий классификации — покупательские привычки потребителей.

Обычно выделяются следующие группы:

1) Товары повседневного спроса — часто покупаемые продукты, приобретение которых не связано с особыми раздумьями и требует минимальных усилий, например, газеты, сигареты и т. п. Товары повседневного спроса подразделяются на:

  • основные товары постоянного спроса, которые люди покупают постоянно, например, средства гигиены, продукты;
  • товары импульсивной покупки, приобретаются без предварительного планирования и поиска, под воздействием минутного желания, например, жевательная резинка, журнал;
  • товары для экстренных случаев, покупаются при возникновении острой нужды в них, например, зонтики, лопаты для расчистки снега.

2) Товары предварительного выбора — товары, которые потребитель в процессе вы бора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления, например, автомашины, мебель и т. п. Товары предварительного выбора в свою очередь подразделяются на:

  • гомогенные (однородные) товары, которые одинаковы по качеству, но различны по цене в достаточной мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке;
  • гетерогенные (неоднородные) товары, например, одежда, мебель, то есть товары, свойства которых важнее цены.

3) Товары особого спроса — обладают уникальными характеристиками, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия и средства, например, дорогие автомобили, драгоценности и т. п.

4) Товары пассивного спроса, о покупке которых потребитель обычно не задумывается в силу малого знакомства или легкомыслия, например, страхование.

Товары можно классифицировать также по степени их совместимости в процессе потребления:

  • Взаимозаменяемые товары (субституты), рассматриваемые потребителями как схожие продукты, являющиеся альтернативными для удовлетворения определенной потребности, например, маргарин и сливочное масло, чай и кофе.
  • Взаимодополняющие товары (комплиментарные). Совместное наличие таких товаров является необходимым условием для процесса потребления, например, автомобиль и бензин.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)