Карл Ясперс: концепция «витального Я»

В работе «Общая психопатология» К. Ясперс писал, что «единство тела и души истинно только как идея», поскольку человеческое существование всегда представляет собой нечто большее. Он предостерегал против «абсолютизации единичных целостностей», поскольку ни одна из них

«не может быть идентифицирована с человеком как таковым» (там же, с. 896- 897). По своей природе человек является существом «незавершенным», зако- ны его существования невозможно объяснить при помощи обобщенных схем и догматических утверждений.

«Пытаясь достичь понимания психофизической взаимосвязи в форме общего принци- па, мы неизбежно впадем в метафизику, которая в конечном счете не может не свестись к аб- сурду».

«Существует великое множество областей, для которых ни разделение, ни единство не представляют проблемы, ибо не имеют никакого касательства к теме исследования – реалиям человеческой жизни, никак не пересекающимся с вопросом о соотношении обеих субстанций».

Здесь следует отметить, что такая позиция Ясперса в отношении психосоматического единства обусловлена его особым отношением к феномено- логическому методу, который «вводится как необходимое, можно сказать, вынужденное дополнение к другим методам, т.е. к методам естественных наук…

Феноменологию Ясперс ограничивает областью «душевных пережива- ний личности»». Применение этого метода не является самоцелью, посколь- ку он один не может помочь ученому выявить какие-либо существенные за- кономерности человеческого существования. Неудивительно, что соматические жалобы пациентов-невротиков.

Для совокупности телесных ощущений, являющихся промежуточным звеном между «вегетативными событиями» и «психическими феноменами», Ясперс вводит понятие «витальной личности» (с. 299-300). Подчеркивается изменчивость границ между телом и «Я».

В частности, телесные ощущения способны в некоторых случаях полностью подчинить себе сознание, и, на- оборот, иногда особое состояние сознания обусловливает их возникновение.

Заметим, однако, что понимание К. Ясперсом механизма развития пси- хосоматических расстройств не слишком сильно отличается от концепции психосоматической специфичности Ф. Александера или от взглядов других психоаналитиков. Ясперс утверждает, что психосоматическое заболевание может возникнуть:
  • «автоматически», вслед за сильной эмоцией, например, как следст- вие испуга;
  • как привычная реакция на разного рода трудности, которая может воспроизводиться в сходных обстоятельствах;

ради решения важных личностных задач. Тогда в соматическом страдании можно найти нечто существенное для жизни человека. Стоит ему осознать эту связь, как «болезнь обратится вспять»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)