Изучение профессий в дореволюционной России

В отечественной социологии изучение профессиональной среды имеет богатую историю, хотя разработки в рамках методологий и методик зарубежной социологии профессии начались только в 1990-е гг. До этого времени учёные использовали методы статистики, демографии или самостоятельно разработанные инструментарии под конкретную научную проблему.

Исследования профессий в России характеризуются ярко выраженной концентрацией на специфических национальных вопросах, имеющих конкретно-историческую основу и – очень часто – государственный «заказ». Начало было положено так называемым рабочим вопросом, актуализировавшимся в 1890-е гг.

Развитие капиталистических отношений в России сопровождалось изменением структуры занятости населения, урбанизацией и индустриализацией, которые привели к ряду негативных феноменов: росту преступности, пауперизации населения, усилению эксплуатации труда рабочих и т. д. Урегулирование данных проблем стало предметом внимания как государственных, так и земственных органов. Изучение велось преимущественно методами сбора статистической информации, которые, тем не менее, не имели глубокого обобщающего характера.

Исключением является работа отечественного экономиста и публициста В.В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России» (1869), в которой дан анализ разных типов хозяйства (крестьянско-общинное, помещичье и фермерское, относительно новое для России XIX в.), описаны быт и условия труда, уровень и образ жизни рабочих. Другая работа учёного – «Азбука социальных наук» – была посвящена вопросам технического прогресса, различиям между умственным и физическим трудом, работниками и бюрократическими структурами.

К концу XIX в. сложился ряд основных тем исследований в сфере промышленной социологии:

  1. «Рабочий вне производства» – самое популярное направление. В его рамках изучаются структура и отношения в семьях рабочих, жилищные условия, членство в политических партиях, религиозное поведение, массовая грамотность и т. д.
  2. «Рабочий на производстве». Здесь изучались профессиональная дифференциация труда, социальное неравенство рабочих, факторы и уровень доходов, профессиональные заболевания, содержание и условия труда, в том числе эксплуатация работников.
  3. Третьим направлением оказались масштабные вопросы трудовой миграции, урбанизации, социально-психологического состояния рабочих и пр.

В начале ХХ в. акцент смещается на сравнение состояния рабочего класса в России и за рубежом в аспекте развития капиталистических отношений. Начало Первой мировой войны и распад Российской империи практически аннулировали достижения дореволюционной науки.

Советская власть под предлогом ускоренной индустриализации и модернизации страны усилила внимание к производительности и организации труда, не уделяя особого внимания собственно профессиональным вопросам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)