История развития стратегического менеджмента

Выделяется несколько этапов развития стратегического менеджмента.

Первый этап: 1950–1960-е гг. – этап стратегического планирования.

До середины двадцатого века компании действовали во внешней среде, которая менялась относительно медленно, и было достаточно времени для адаптации к происходящим переменам. Не было интенсивной конкуренции, так как спрос опережал предложение, и «места под солнцем» хватало всем игрокам.

Главная задача бизнеса в этих условиях заключалась в том, чтобы повысить эффективность операционной деятельности внутри компании, то есть основное внимание уделялось внутренней среде.

При этом активно использовалось долгосрочное планирование, которое основывалось на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выведенных тенденций (или трендов) в будущее.

Таким образом, происходила трансляция прошлого опыта в будущее, при этом реализовывался главный принцип такого подхода «из прошлого – в будущее».

В 50-х – начале 60-х годов двадцатого века в мировой экономике произошли кардинальные изменения. Мировое экономическое хозяйство, в целом восстановившись после Второй мировой войны, начало бурно развиваться, мировая экономика показала рекордный рост.

Усилилась борьба за ресурсы и потребителей, появились новые конкуренты: на мировой рынок неожиданно ворвались японские компании, которые предложили конкурентоспособную продукцию. Также происходило интенсивное развитие науки и технологий (научно-техническая революция).

В результате этих тенденций совокупный спрос стал превышать совокупное предложение, что привело к трансформации рынка: на смену рынку продавца, где условия диктует производитель, пришел рынок потребителя, на котором уже клиент становится главным действующим лицом.

Интересно
Все эти изменения привели к тому, что главные проблемы компаний оказались не внутри бизнеса, а во внешней среде, которая стала представлять собой сложную, структурированную систему факторов, воздействующих на организацию и ее конкурентов.

Причем нестабильность среды стала рассматриваться как решающий фактор определения целей компании. На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое.

В системе стратегического планирования отсутствует предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции.

Успешные стратегии – это всегда удачное стратегическое видение – образ будущего состояния организации, который дает качественное представление о бизнес-успехе компании в конкретной стратегической перспективе. Возникает новая ментальность «из будущего – через прошлое – в настоящее».

Второй этап: 1970–1980-е гг. – этап стратегического менеджмента. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации.

Однако этот подход сводится не только к составлению стратегических планов, но и предполагает разработку путей их достижения на основе сильных сторон организации и благоприятных возможностей внешней среды, а также компенсации слабых сторон и методов противостояния внешним угрозам.

Третий этап: 1990-е гг. – настоящее время – этап стратегического предпринимательства.

На смену пассивному отношению к внешней среде пришло проактивное поведение, предполагающее такое воздействие на внешнюю среду компании, которое приведет к ее трансформации в благоприятном для фирмы направлении.

Современным организациям приходится действовать в очень сложных условиях.

Рассмотрим основные изменения в конкурентной среде, которые произошли в последнее время:

  1. Информационные технологии, компьютеры.
  2. Прорывные технологии (электромобили, автономные автомобили, накопители энергии, 3D-принтеры, роботы, солнечная энергетика и др.).
  3. Анализ больших данных.
  4. Мобильные приложения.
  5. Расширенное предложение продукции.
  6. Конвергенция технологий.
  7. Размывание границ между отраслями и сегментами.
  8. Глобальная конкуренция.
  9. Быстрое устаревание информации.
  10. Большая взаимосвязанность участников.
  11. Рост профессионализма.
  12. Чередование побед и поражений.

Для характеристики современного мира используется понятие VUCA (Volatility –волатильность, Uncertainty – неопределенность, Complexity – комплексность, Ambiguity – неоднозначность).

VUCA означает, что «мир сошел с ума», материальные факторы играют все меньшую роль, расстояния «исчезают», мир сжимается, среда бизнеса становится динамичной, турбулентной и непредсказуемой.

В современном мире роль стратегического менеджмента возрастает с каждым днем: фирма должна не просто выжить в этих сложных условиях и остаться на рынке, но и заложить фундамент для получения прибыли и достижения успеха в долгосрочной перспективе. Вот почему реализация подходов стратегического управления становится все более актуальной задачей для компаний различного уровня.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)