История развития коммерческого права и торгового законодательства

Прежде всего, хочется отметить, что коммерческое право и торговое законодательство в Российской Федерации развивалось со значительными перерывами, вызванными тем, что с 1917 по 1991 год в стране господствовала система социалистического права.

Согласно социалистическому законодательству средства производства находились в собственности государства.

Кроме того, государство имело монополию на целый ряд отраслей в торговле, например, на международную торговлю, торговлю спиртными напитками, табаком и табачными изделиями и т.п.

В связи с этим, торговое законодательство СССР и РСФСР находилось в несколько зачаточном состоянии по сравнению с иностранным торговым (коммерческим) законодательством в странах ядра мировой капиталистической системы, например, США, ФРГ, Японии, Франции, Великобритании, Италии и т.д.

Однако, до революции российское торговое законодательство стремительно развивалось, хотя и не успело оформиться в полноценную отрасль законодательства. Это было вызвано тем, что развитие капиталистических отношений в Российской империи значительно отставало от стран Европы, а также США.

Тем не менее, в Российской империи в последние десятилетия ее существования было принято значительное число нормативно-правовых актов, посвященных регулированию торговых правоотношений, а также роли государства в обеспечении контроля за организацией и осуществлением торговой деятельности коммерсантами.

Развитие коммерческого законодательства в Российской Федерации (с момента обретения ею независимости в 1992 году) осуществлялось в течение ряда этапов, среди которых можно выделить следующие:

  • этап формирования правовой основы рыночных отношений в России (1991-1993 годы);
  • этап реформирования гражданско-правового законодательства, в ходе которого были приняты первые части Гражданского кодекса Российской Федерации и сформирована правовая основа регулирования коммерческих (торговых) отношений в России (1993-1999 годы);
  • этап усиления влияния государства в механизме регулирования рыночных отношений, связанный с избрание Президентом Российской Федерации В.В. Путина (2000 год – по настоящее время).

В ходе первого этапа развития коммерческого законодательства были отменены, либо изменены нормативно-правовые акты, препятствовавшие развитию свободного предпринимательства в Российской Федерации, произведена полная либерализация торговли в стране, минимизировано участие органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании рыночных отношений.

Однако, на данном этапе сохраняли свое действие многие законы, разработанные еще во времена СССР и РСФСР, в которые Верховным Советом Российской Федерации было внесено значительное количество изменений и дополнений.

Но быстро изменяющаяся обстановка в эпоху рыночной экономики требовала разработки и принятия новых федеральных законов, посвященных регулированию коммерческих правоотношений, прежде всего – кодифицированных законов, в частности, Гражданского кодекса, Налогового кодекса и т.д.

В ходе второго этапа была сформирована законодательная база регулирования коммерческих отношений, институционализированы основные виды коммерческих договоров, задекларирована свобода предпринимателей в определении предмета и условий договоров.

Система коммерческого законодательства стала приобретать завершенный, логически непротиворечивый вид.

Третий этап развития коммерческого законодательства охарактеризовался принятием нормативно-правовых актов, которые закрепляли полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в государственном регулировании и контроле рыночных отношений, торговли.

Интересно
Данный этап продолжается и в настоящее время. Принято значительное количество подзаконных актов на федеральном, региональном уровне, а также актов органов местного самоуправления, особенно в свете последних ограничений торговых отношений в связи с пандемией короновируса, которая продолжается в России и в мире.

Однако, процессы совершенствования коммерческого законодательства продолжаются в связи со стремительно развивающейся инфраструктурой рыночных отношений в России и мире.

Глобализация экономики, рост онлайн торговли и платежей, а также интернет-технологий диктует необходимости адаптации коммерческого законодательства к реалиям рыночных отношений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)