Правовые вопросы конкуренции в коммерческой деятельности

Правовую основу регулирования вопросов конкуренции и ее защиты составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, статья 4 вышеназванного Федерального закона понимает под конкуренцией «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Конкуренция на товарном рынке – необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности.

Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей.

При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции.

Во-первых, это стимулирующие меры, направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта.

Во-вторых, ограничительные меры, или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке.

В-третьих, меры по защите конкуренции, пресечению действий нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.

Также можно выделять организационные меры, которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках.

Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться (введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж), во-вторых, перестраивать схемы деятельности.

В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Важнейшее направление антимонопольного регулирования – формирование антимонопольного законодательства.

Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках защита от недобросовестной конкуренции.

Интересно
Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является уже упоминавшийся ранее Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Монополистическая деятельность выступает антиподом конкуренции и представляет собой противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства России возложены на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС РФ), действующую на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Согласно данному Положению, ФАС РФ, в частности, вправе:

  • давать обязательные для исполнения предписания; налагать штрафы;
  • обращаться в суд; устанавливать наличие доминирующего положения;
  • принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.

Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Однако формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)