Понятие, способы и порядок приемки товаров

Приемка товара – это проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристиками и техническим условиям, указанным в контракте.

Рассмотрим цели и способы приемки товаров на примере договора купли-продажи товара.

Целями приемки товара являются следующее.

Проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров.

Приемка товара по количеству может осуществляться по отгруженному весу либо по выгруженному весу. На случай их несовпадения в контракте устанавливаются предел ответственности продавца за недостачу груза и способы ее возмещения.

Проверка качества фактически поставленного товара может производиться путем проведения анализа качества, испытаний, сличения ранее отобранных образцов и т.п.

В контракте могут оговариваться возможности поставки товаров более высокого (низкого) качества и их влияние на цену товара.

Скидка за поставку товара более низкого качества (но в согласованных пределах) называется рефакцией, наценка на товар более высокого качества – бонификацией.

Выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц.

Ускорение и удешевление процедуры приемки.

В зависимости от обстоятельств, регулирующих передачу имущества, различают:

  1. Приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом.
  2. Приемку товаров от органов транспорта. Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта.

Не исключены случаи, когда приемка товара осуществляется без выявления каких-либо несоответствий товара требованиям по качеству, а в дальнейшем товар утрачивает свое качество.

Согласно п. 1 ст. 470 ГК РФ товар должен быть не только качественным в момент его передачи покупателю, но и пригодным для использования в пределах разумного срока.

Кроме того, нередко договор предусматривает предоставление продавцом гарантии качества, т.е. товар должен оставаться качественным в пределах гарантийного срока.

Еще одно понятие – срок годности (срок, по истечении которого товар непригоден для использования по назначению (ст. 472 ГК РФ)).

За недостатки, обнаруженные в течение гарантийного срока и срока годности, отвечает продавец (ст. 477 ГК РФ).

Исключение – ситуация, когда недостатки возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения последним правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).

Бремя доказывания отсутствия своей вины в недостатках товара возложено на продавца. Зачастую единственным способом установить причину возникновения недостатка товара является экспертиза.

Приемка товаров обычно слагается из следующих стадий:

  • поступление товаров к покупателю (получателю), их выгрузка и размещение в специальных отведенных для них местах (складах);
  • внешний осмотр товаров, выявление недостатков тары и упаковки, приемка товаров по количеству;
  • приемка товаров по качеству;
  • фиксация результатов приемки.

Названные операции на практике выполняются не во всех случаях, и, кроме того, встречаются дополнительные стадии приемки.

Так, при выборке, осмотр товаров, а также их получение осуществляется в месте нахождения поставщика.

Соответственно, содержание первой стадии будет иным: продавец готовит товар к передаче в согласованном месте к сроку, предусмотренному договором, и покупатель в соответствии с условиями договора извещается о готовности товара.

Интересно
В некоторых случаях отсутствует третья стадия приемки – проверка качества товаров. Например, если приемка плодоовощной продукции, как следует из государственных стандартов, всегда связана с необходимостью установления ее качества, то при поставке технически сложных товаров (партий бытовой техники) такая проверка осуществляется не всегда.

К дополнительным стадиям приемки следует отнести, например, проверку полномочий лиц, участвующих в ней.

Полномочия представителей покупателя должны быть исследованы продавцом при выборке товара, а также покупателем – в случае участия в приемке в соответствии с договором доверенных лиц продавца.

Результаты приемки (сдачи) товаров оформляются, как правило, соответствующим актом. Его название может быть следующим: «акт приемки», «акт передачи», «акт приема-передачи», «акт приемки товаров по количеству и качеству» и т.д.

На, практике при юридической оценке рассматриваемого документа прежде всего принимается во внимание его содержание. Название же документа не столь существенно, поскольку является лишь одним из его реквизитов и подлежит исследованию в совокупности с другими.

Однако некоторые из норм ГК РФ формально предписывают и императивное наименование указанного акта. Так, ст. 689 ГК РФ определяет документ о передаче арендованного предприятия только как передаточный акт.

Результаты приемки товаров могут быть выражены не только в актах приемки товаров, но и в иных документах, например, в товаросопроводительных документах (накладных).

Содержание акта или иного документа о приемке определяется условиями договора, а также существом выполняемых при приемке операций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)