Истоки деления общества на управляющих и управляемых

Анализ эволюции взглядов отечественных мыслителей предоставляет большой материал в области элитологии.

По мнению российских авторов, в разделении общества на управляющих и управляемых участвуют две движущие силы: божественная воля и «естественный закон», т. е. общественные отношения, основанные на высоких нравственных нормах. В различные исторические периоды их количество (одна или две) и характер взаимосвязи варьируются. Можно выделить три таких периода:

1. Это разделение рассматривается исключительно как акт божественного творения: конец XVII — начало XVIII вв.
2. Оно идет по-прежнему от Бога, но уже через «естественный закон», причем, все чаше эти две силы действуют параллельно — XVIII в. — век Просвещения.
3. На первое место выходит «естественный закон». Божественное же участие в этом процессе теперь уже или полностью отсутствует или уходит на второй план: конец XVIII в. — начало XIX в.
Рассмотрим эти периоды более подробно.

Первый период. В «Слове о законе и благодати» Иллариона (XI в.) — первого Киевского митрополита русского происхождения, первого ближайшего сподвижника Ярослава Мудрого — подчеркивается, что христианская вера — опора единовластия1, что разделение общества на управляющих и управляемых — дело рук божьих, причем под управляющими имеется в виду, в основном, князь; советники его рассматриваются лишь как производное княжеской власти.

В Моисеевом законе (Ветхий Завет), подчеркивает Илларион, подчинение верховной власти идет по принуждению, а в христианской вере — по свободе; подданные подчиняются верховной власти добровольно, сознательно.

Монах Псковского Елиазарова монастыря Филофей (конец XV — начало XVI вв.), автор теории: «Москва — Третий Рим», утверждал, что царь является наместником Бога на земле, поэтому имеет неограниченную всласть. Теория божественного происхождения верховной власти просуществовала до конца XVII в.

Второй период. Проблему возникновения общественного разделения на управляемых и управляющих Татищев В. Н., выдающийся политический и научный деятель петровских времен, начинает рассматривать с самого элементарного и естественного сообщества — первичной семьи Адама и Евы. Управляющим в этом простейшем сотворенном им сообществе Бог определил Адама по следующим причинам:

1. В плане генезиса Адам имеет приоритет: Ева сотворена из его ребра.
2. В материальном плане — Адаму завещано в поте лица добывать хлеб свой насущный, он отвечает за жизнеобеспечение семьи, за ее материальное благосостояние.
3. Адама Бог наделил задатками управляющего и предначертал ему быть «властелином и главою жены».

Все последующие и более сложные сообщества, вплоть до государства, опираются, как на фундамент, на супружеское устройство властных отношений: «И сие правило на все протчие договоры простирается.

В договоре же супружеском хотя не все должности и обесчания, кроме искренней любви, ни о начальстве и власти не воспоминают, но яко из древности веденный обычай за известный всем оставляется; однако ж должно, так разуметь, что никакое сообчество, малое или великое, без начальства и власти быть не может.

Начальство же и власть дастся по преимусчеству, яко по старейшенству, разуму и способности; способность же состоит в проворстве, искусстве и силе или можности. И как муж от естества большею частию способностию одарен, того ради и письмо святое мужа властелином и главою жены, а жену помосчницею и телом имянует».

По В. Н. Татищеву, потребность в общении, в элементарном сообществе, из которого, как из яйца, «вылупляется» впоследствии разделение на управляющих и управляемых, соответствует и «мудрости гражданской, естеству», и заповеди господней: «Не токмо правила мудрости гражданской, но самое естество нас учит, что человек единственный совершенную себе пользу, удовольствие и спокойность приобрести недостаточен, ниже приобретенное сохранить способен, в чем нас письмо святое утверждает.

Всевышний творец, создав человека, рек: «Недобро человеку единому быта и сотворил ему помоечницу, жену».

Феофан Прокопович, видный церковный и политический деятель, так же, как и Татищев, член «ученой дружины» Петра I, при рассмотрении вопроса о происхождении деления общества на управляющих и управляемых, отталкивается от «естественного закона», которому он дает
следующее определение: «Таковыя законы суть в сердцы всякого человека: любити и боятися бога, хранити свое житие, желати неоскудеваюшего наследия роду человеческому, не творити другому, еще себе не хошещи, почитати отца и матерь. Таковых же звонов и учитель и свидетель есть совесть наша».

Этому «естественному закону» противостоит злоба людская, она хуже хищного зверя: «сытый зверь не нападает, а человек ненасытен в своих страстях и потому всегда опасен для окружающих, и человечество больше теряет не от молнии, бурь и болезнен, а от военных сражений, мятежей и бунтов, грабителей и хищников».

В столкновении этих двух противоположных начал: «естественного закона» и людской злобы, рождается державная власть: «И се всех законов главизна. Ибо понеже с стороны одной велит нам естество любити себе и другому не творити, что нам не любо, а со другой стороны злоба рода растленного разоряти закон сей не сумнится, всегда и везде желателен был страж и защитник, и сильный поборник закона, и то есть державная власть».

Режиссером же этого взаимодействия противоположностей является Бог, ибо «естественный закон» является его детищем: «Власть верховная от самого естества начало и вину приемлет. Аще от естества, то от самаго Бога, создателя естества».

Третий период. У Пестеля П. И. (1799 — 1826 гг.), одного из лидеров декабристского движения, в «Русской правде» второй параграф носит следующее название: «Разделение членов общества на повелевающих и повинующихся».

В нем Пестель доказывает, что такое разделение, во-первых, существует всегда и везде; во-вторых, оно необходимо, ибо происходит от «природы человеческой», которой если такого разделения нет, присущи вечные распри, раздоры, усобицы, поэтому люди осознали необходимость такого разделения ради процветания общества.

Пестель подчеркивает, что в любом обществе «разделяются члены общества на повелевающих и повинующихся. Сие разделение неизбежно потому, что происходит от природы человеческой; а следовательно, везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)