Исследовательский эксперимент

Проведение эксперимента требует тщательной подготовки.

Учитель должен помнить:

  1. В экспериментальном исследовании важную роль играет предварительная гипотеза, т.е. предположение, выдвигаемое для объяснения тех явлений, которые предполагается изучать посредством эксперимента.
  2. Для проведения исследования необходимо иметь контрольный и экспериментальный экземпляры исследуемых объектов.
  3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюдения является вариация условий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспериментальном опыте по возможности устраняются те явления, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы, его усиливающие.
  4. При постановке эксперимента необходимо руководствоваться методом единственного различия условий проведения контрольного и экспериментального опытов.

Например, мы хотим исследовать влияние прекращения полива на рост листьев лука репчатого. При этом контрольные и экспериментальные экземпляры лука должны находиться в условиях одинаковой освещенности и температуры. Варьировать должен только один фактор – полив.

Контрольные экземпляры поливают сразу при подсыхании верхнего слоя почвы, а у экспериментальных полив прекращают.

В ходе исследовательского эксперимента проводятся ежедневные наблюдения за контрольными и экспериментальными экземплярами. Фиксация результатов ведется только в те дни, когда наступают заметные изменения.

Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора: появляются хорошо заметные различия опытных и контрольных экземпляров. В данном опыте заведомо предполагалось, что без полива рост лука постепенно прекращается, поэтому не следует ждать, когда изменения станут необратимыми и растения погибнут. После подтверждения гипотезы полив контрольных экземпляров нужно возобновить.

При подведении итогов эксперимента важна не только констатация наблюдаемых различий, но и их научное объяснение

Выводы по опыту используются в дальнейшем обучении естествознанию.

Наиболее широкое поле деятельности для исследовательской работы предоставляет школьный учебно-опытный участок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)