Исследовательские традиции в социологии

Из соображений пространства здесь не обсуждаются подробно социологические исследовательские традиции. Поэтому далее я ограничусь кратким обзором двух широких традиций при помощи вышеприведенных категорий: субъективистской и объективистской социологий. В социологии можно выделить по меньшей мере еще две традиции: марксизм и социальный бихевиоризм (последний прежде всего в США), но здесь они таким образом не рассматриваются.

Большинство социологических теорий восходят (логически, не всегда с точки зрения истории идей) к классикам социологии. Теми классиками, труды которых все еще «склоняются», то есть функционируют в качестве образцов, являются Дюркгейм (прежде всего, «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Социальное разделение труда» и «Элементарные формы религиозной жизни») и Вебер (прежде всего «Этика протестантизма и дух капитализма», а также «Экономика и общество»).

Как известно, в трудах Дюркгейма и Вебера многое служило образцом для исследовательской работы;
Характерная черта социологии — то, что она все еще опирается на своих классиков. То, что большинство учебников по социологии во всем мире построены именно на Дюркгейме, Марксе и Вебере, имеет не только рационально-когнитивные, но и социальные причины. Их идеи были поддержаны многими, но были альтернативные мыслители, которые вполне могли бы
подняться до ранга классиков.

Труды Вебера легли в основу субъективистской или интерпретирующей («понимающей») традиции. Вебер определяет социологию как «интерпретирующее понимание социального действия». В определении «социального действия» мы находим первое ограничение тематической сферы социологии, в то время как «интерпретирующее понимание» указывает на тот метод и те правила аргументации, которыми должна пользоваться социология, чтобы получать знания о своей особой тематической сфере.

По мнению Вебера, тематическая сфера социологии — социальное действие. Оно определяется как «все формы человеческих действий, когда действующий индивид связывает с этим субъективный смысл, и в той мере, в какой он это делает».

Действие является социальным, когда оно благодаря тому содержанию, которое действующий индивид ему приписывает, соотносится с действиями других индивидов и ориентировано на них. Далее, социальное действие является частью социального взаимодействия, когда действующих индивидов несколько, и когда содержание действий каждого из них соотнесено с действиями других. Эти действия взаимно направлены друг на друга.

Определение тематической сферы у Дюркгейма полностью противоположно определению Вебера. По Дюркгейму, социология — это изучение социальных фактов, находящихся «вне» индивида. Социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Такие социальные факты — это институты, нормы, ценности, законы, всевозможные коллективные представления; организации, идеи, материализованные в виде физических сооружений и т. д.

Каждый индивид и каждое новое поколение встречается с уже данным набором социальных фактов — таких социализированных инстанций, как семья и школа, например,— которые обладают свойствами физической вещи постольку, поскольку осуществляют принуждение или давление (contraindre) на индивида.

Они одновременно и управляют определенными типами поведения, и делают их возможными. (Так же, как индивиду трудно сдвинуть гору, так же ему трудно поколебать и такой институт как семья, например). Именно эти социальные факты, то есть институты Труды Вебера легли в основу субъективизма, хотя сам он подчеркивал объективный характер своей методологии и часто работал «объективистски».

Эти образцы составляют основы обеих мощных и широко распространенных традиций, или дисциплинирующих матриц, часто обозначаемых как субъективистская и объективистская социология.

Объект познания субъективистской социологии — социальный субъект. Общество создается сложными процессами взаимодействия, поддающимися анализу в терминах индивидуального социального поведения (то есть намерений в сочетании с действиями).

Поэтому исходную точку социологии должны составлять основания социального поведения, то есть определения субъектом окружающего мира, а также его целевые установки и намерения. Вот важнейшие величины этого объекта познания. Чаще всего эта традиция основывается на волюнтаристском понимании человека. Объект познания в объективизме составляют, как уже говорилось, лежащие вне индивида социальные структуры, определяющие индивидуальное поведение .

Каждому из этих объектов познания соответствует определенная методология, набор методов работы и получения знаний о величинах, составляющих объект. Объективизм пользуется как количественными, так и качественными методиками.

При эмпирических исследованиях самыми обычными инструментами сбора данных являются исследователь, опросная схема и/или интервьюер. Важным является и сравнительно-исторический метод. Объект познания и метод объединены благодаря тому, что предмет исследования, социальные факты, можно понимать как векторы, оказывающие давление на индивидов.

Векторы желательно переводить в поддающиеся количественному измерению переменные, благодаря чему представляется возможность определять корреляции между переменными (независимые переменные и зависимая переменная, например, связь между образованием, доходом и т. д. и политическими взглядами).

Официальная статистика тоже, естественно, является крайне важной базой данных. Этот тип исследования резко пошел на подъем блатодаря ЭВМ и развитию сложных статистических методик.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)