Исследования фотографирования

В исследованиях любительской фотографии, сделанных по заказу фирмы «Кодак», Бурдье делает тривиальности жизни важной частью научного анализа. В этом исследовании он использует сделанные людьми фото для анализа классового порядка в обществе. Бурдье исходит из двух положений Дюркгейма.

Согласно одному из них, функция торжества — вдохнуть в группу новую жизнь. Второй тезис касается изменения структуры современного общества, затруднившего сохранение и передачу семейных драгоценностей, ценностей и традиций. Под угрозой находятся единство и интеграция в обществе, может возникнуть аномия.

Фотографию Бурдье воспринимает как технику увековечения и возможности переживания праздника вновь. Бурдье считает, что это важный исходный пункт для понимания социальной функции фотографии.

Второй тезис Дюрк- гейма используется как исходная точка для понимания того, как фото используется в семье с целью сохранения единства и интеграции:
Фотографирование подкрепляет и выражает — и тем закрепляет — единство и интеграцию семейной группы; в рамках все более ограниченной шкалы семейного производства фотографирование служит этому лучше, чем работа в саду или выпечка домашнего хлеба, лучше, чем хобби типа «сделай сам», коллекционирование и прочее, что изолирует того, кто позволил этим занятиям оторвать себя от группы.


Бурдье сравнивает фотографирование с разделением труда, которое, как считал Дюркгейм, предложило возможность решения одной из проблем, вставших перед индивидами после распространения современных производственных процессов. Индивид оказался тогда вне общности и коллектива, но при «органичном» разделении труда индивид становится зависим от коллектива, и тем противится аномии в обществе.

Интерес к фотографии растет благодаря той коллективизирующей функции, которой семьи наделяют фото. Фотография используется для увековечивания важных моментов в жизни семьи, и, затем, для усиления интеграции коллектива благодаря тому, что эти торжественные моменты можно заново переживать. Рассматривание фотографий усиливает сплоченность, в семье и чувство принадлежности индивида к коллективу. При этом семья в одно и то же время становится как субъектом, так и объектом.

Интерпретирование фотографии у Бурдье затрагивает две разные темы: социальную функцию и социальную практику. Социальная функция маркируется прежде всего половым признаком фотографии, например, ритуальными функциями фотографий детей и свадеб. Фотографии детей знакомят с родственниками, помогают им поддерживать контакты, Они демонстрируют также продолжение рода, его непрерывность, и во времена разделения труда и индустриализации это является задачей женщин.

Когда новенький попадает в круг семьи, женщины знакомят его с родственниками, фотографируют, а потом женщина рассылает фотографии родным, чтобы «представить новичка всей той группе, которой предстоит «узнать и признать» его».

Бурдье сравнивает фотографию с письмом, и он считает,, что фотография частично взяла на себя функцию письма па оповещению о вхождении новичков и детей в семейный круг. Что касается свадебных фотографий, то их функции проявляются еще более явно.

Свадебные фото можно сравнивать с социограммой, при помощи которой женщины воспитывают детей, рассказывая, кто присутствовал и кто отсутствовал, как складывались и нарушались отношения, каков был результат (дети, деньги, неприятности и т. д.) различных связей и встреч.
Исследовать социальную практику — значит исследовать механизмы, скрытые за социальной функцией. Бурдье находит отличия в практике буржуа и крестьян.

Возраст и социальный статус — вот те переменные, при помощи которых можно понять содержание различных способов использования фотографии дома и публично, понять, как выбирается мотив, почему, и кто в конечном итоге пользуется фотоаппаратом.

Социальная практика бросает свет на различия, возникшие между самостоятельным фотографированием или предоставлением этого фотографу-профессионалу. Для буржуа фотографировать самому является частью жизненного стиля и неотъемлемой частью обычных гражданских занятий. Крестьяне же предпочитают профессионального фотографа, и увековечивают прежде всего особые моменты в жизни семьи.

Кроме того, буржуа фотографируют, занимаясь этим как искусством: они фотографируют вещи, предметы и абстрактные явления, и выставляют к тому же фотографии как произведения искусства. Они считают фото частью культуры. Крестьяне, со своей стороны, фотографируют родню, друзей и знакомых на особых торжествах или в особых ситуациях.

Как говорит Бурдье, не происходит «разделения функций между тем, что приходится на долю профессионального фотографа, и тем, что случайно оказывается сфотографированным в семье». Такое разделение происходит одновременно с обострением различий между общественным и частным, и с началом разрушения старых форм и функций в семье.

Распространение фотографирования происходит посредством социальной практики, маркирующей различие, возникшее при капитализме между буржуа и крестьянами. Потому различие между общественным и частным тоже приобретает классовое содержание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)