Использование криминологической информации в деятельности ОВД при комплексном анализе криминальной ситуации в регионе

Первоначальной стадией криминологического познания преступности, ее причинного комплекса является информационное обеспечение.

Под ним понимается целенаправленная деятельность по сбору, переработке, хранению, анализу, созданию условий для использования информации, необходимой для эффективного функционирования системы предупреждения преступлений.

Криминологическая информация, являясь составной частью социальной информации, имеет собственные содержание и особенности, поскольку отражает, прежде всего, такие негативные стороны социальной действительности, как преступность и иные правонарушения.

Иными словами, под криминологической информацией понимаются такие сведения о преступности и детерминирующих ее процессах, которые определены границами предмета науки криминологии.

К криминологической информации относятся сведения о преступности, ее видах, отдельных преступлениях, а также иных правонарушениях, детерминантах преступности, ее видах и отдельных преступлениях, лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений, и совершивших преступления (их демографических, социально-ролевых, психологических и других признаках), принимаемых мерах, направленных на противодействие преступности, на повышение их эффективности и др.

Интересно
Важно подчеркнуть, что только криминологически обоснованная и значимая информация способствует повышению эффективности предупредительной деятельности. Обоснованной является такая информация, которая подтверждена фактами, серьезными доводами, является убедительной.

Криминологическая информация должна отвечать определенным требованиям, основными из которых являются оптимальность, достоверность, точность, своевременность, комплексность, системность.

Под оптимальной понимается такая информация, которая по объему, содержанию и качеству позволяет принять эффективное управленческое решение предупредительного характера.

В свою очередь достоверность и точность криминологической информации заключается в том, что она должна по своему содержанию объективно отражать не только состояние и процессы функционирования системы предупреждения преступлений, но и состояние внешней среды с необходимой степенью точности. В то же время предоставленная информация является своевременной тогда, когда в ней нуждаются субъекты предупредительной деятельности.

Комплексность и системность информации подразумевает содержание в минимальном объеме всей совокупности отображаемых явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленностей с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, систематизированность и обобщенность по определенным категориям и видам в соответствии с решаемыми органами внутренних дел задачами на территории оперативного обслуживания.

Для эффективного управления территориальными ОВД важно не только владеть необходимой информацией, но и правильно ее оценивать

Поэтому одним из этапов оценки информации является ее классификация. Основаниями для классификации информации служат различные признаки: область применения, источники возникновения, форма передачи и др.

В процессе криминологического обеспечения системы противодействия преступности на первоначальном этапе особое значение имеет определение источников и носителей информации, необходимой для решения задач предупреждения преступлений.

Как правило, они разнообразны и многочисленны, поскольку это связано со спецификой оперативной обстановки на территории оперативного обслуживания органом внутренних дел.

Например, по источнику возникновения криминологическая информация делится на внешнюю (события, факты совершения противоправных действий, заявления, жалобы граждан и т.д.) и внутреннюю (отчеты служб и подразделений, различного рода справки, акты и т.п.).

По форме передачи криминологическая информация классифицируется на следующие виды:

  • устную (информацию, выраженную в речевой форме);
  • визуальную (информацию, содержащуюся в видеообъектах, видеокассетах, кинофильмах и т.п.);
  • документальную (информацию из текстовых, графических и рисованных документов);
  • информацию, предоставленную электронными средствами передачи.

Одним из основных источников криминологической информации являются статистические данные о преступности.

Известно, что статистическая информация о преступности – это материалы официальной государственной статистики о состоянии преступности и результатах работы правоохранительных органов.

Источники информации, которыми пользуются территориальные органы внутренних дел при анализе, оценке состояния криминальной ситуации в регионе, весьма разнообразны и многочисленны.

К основным их видам относят:

  • статистические отчеты (МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, судов и органов юстиции);
  • статистические карточки первичного учета, о преступлении, о лице, его совершившем, о подсудимом;
  • показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики;
  • данные об иных правонарушениях, а также алкоголизме, наркомании и т.п., которые содержатся в материалах как государственной, так и ведомственной статистики (МВД России, Минюста России, СК РФ и т.п.);
  • материалы обобщения уголовных дел, а также заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях;
  • результаты изучения уровня правового сознания, общественного мнения о преступности и эффективности борьбы с ней;
  • данные опроса осужденных в сравнении с результатами опросов контрольной группы;
  • результаты исследований, проводимых криминологами, и др.

Потребности в криминологической информации при осуществлении деятельности ОВД по противодействию преступности зависят непосредственно от уровня управления.

Криминологическую информацию, необходимую для определения полной картины преступности и детерминирующих ее процессов, содержат журналы учета материалов: об административных правонарушениях и сообщениях, поступивших по телефону доверия, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращенных для дополнительной проверки и т.д.

Важной составляющей криминологической информации являются оперативные сведения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Информационное обеспечение предполагает создание и постоянное пополнение информационных банков данных.

В территориальных ОВД на районном уровне предметом анализа являются:

  • информация о поступивших заявлениях и сообщениях о происшествиях, нарушениях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных происшествиях (за сутки, неделю и месяц);
  • обобщенные ежемесячные данные о состоянии и изменениях общественного порядка и общественной безопасности; борьбы с преступностью в целом по городу, району, конкретным населенным пунктам, участкам и др.; во внешней среде функционирования ОВД, оказывающих существенное влияние на состояние правопорядка;
  • сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, использования сил и средств (за сутки, неделю и месяц);
  • информация о рассмотрении обращений и писем граждан, о соблюдении законности в оперативно-служебной деятельности (ежеквартально);
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере охраны правопорядка.

Наряду с информационным обеспечением существует понятие аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Главной целью аналитического обеспечения противодействия преступности является создание предпосылок для повышения эффективности предупредительной деятельности, что требует изучения криминальных угроз и факторов, им способствующих, недостатков в организации деятельности ОВД в стране, регионе, районе, городе, административном участке.

Важным элементом комплексного анализа криминальной ситуации является информационно-аналитическая работа, осуществляемая в рамках повседневной деятельности штабов ОВД и выражающаяся в сборе, систематизации и осмыслении данных о состоянии преступности, результатах работы ОВД, среде их функционирования в целях обеспечения принятия правильных управленческих решений.

Увеличение и усложнение задач и функций, стоящих перед ОВД, повышение требований к эффективности управления ими и усиление интенсивности их работы обусловливает повышенное внимание к качеству информационно-аналитической деятельности.

Вместе с тем изучение информационно-аналитического обеспечения процесса управления и существующего множества ведомственных разработок, посвященных проблемам криминологического анализа и прогноза преступности, свидетельствует как об отсутствии методологической основы проведения комплексного исследования складывающейся криминальной ситуации и предвидения ее изменения, так и о выработке мер управленческого характера по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью на основе данных, полученных в результате криминологического анализа и прогноза преступности в регионе.

К основным направлениям информационно-аналитической деятельности территориальных ОВД относят:

  1. Накопление, обобщение и анализ поступающей из ОВД, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку.
  2. Комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
  3. Организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере.
  4. Формирование справочно-информационного фонда для нужд подразделений ОВД.
  5. Подготовку для начальника органа внутренних дел:
    – информационно-аналитических и справочных материалов;
    – тезисов докладов и выступлений, проблемных записок;
    – данных об основных результатах работы ОВД;
    – оценок криминальной ситуации на обслуживаемой территории;
    – предложений по повышению эффективности деятельности ОВД.

В то же время аналитическая работа, являясь функцией процесса управления, содержательно сама выполняет ряд важнейших функций по изучению и оценке совокупности реалий общественного развития, определяющих существование преступлений и иных правонарушений, изменения их состояния, динамики и структуры, формируют структуру и функции служб и подразделений органов внутренних дел.

К числу таких функций аналитической работы относят:

  • познавательную, позволяющую получить достоверные знания о сущности и особенностях изучаемых процессов и явлений, влияющих на преступность;
  • сигнализирующую, выявляющую наиболее острые проблемные вопросы, требующие первоочередного решения;
  • оценочную, определяющую ценность результатов анализа фактов, процессов и явлений, тем или иным образом влияющих на преступность;
  • целеполагающую, вырабатывающую на основе анализа приоритеты дальнейшей деятельности по предупреждению преступлений;
  • прогностическую, обеспечивающую предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.

Практика показывает, что при организации аналитического обеспечения деятельности ОМВД России на районном уровне необходимо учитывать как количество зарегистрированных преступлений на территории оперативного обслуживания за отчетный период, так и существующие ресурсные возможности ОМВД (кадровые, финансовые, материально-технические и т.д.).

Представляется, что для территориальных ОВД на районном уровне при регистрации менее 1 тысячи преступлений за год основными видами анализа криминогенной обстановки должны являться: текущий анализ, анализ с нарастающим итогом за полугодие и год, проблемный и внеочередной анализ.

При этом всестороннему и глубокому анализу, оценке должны подвергаться криминогенные угрозы безопасности населения на территории оперативного обслуживания, нейтрализация которых определены приоритетами предупредительной деятельности управлений (отделов) МВД.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)