Искусство любить

Эрих Фромм (1900–1980) Видный мыслитель ХХ столетия, проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения. Дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века.

Существенно различие между биологическим подходом Фрейда и социальным мышлением Фромма. Фрейд понял роль бессознательной психосексуальной энергии в жизни человека и справедливо подчеркивал, что она оказывает воздействие на все сферы деятельности личности – и эмоциональную,и интеллектуальную. Согласно же Фромму, человеческое поведение определяется сложным комплексом его отношения к миру, уровнем его культуры.

Фромм подчеркивал, что современный человек всегда стоит перед выбором: “Иметь или быть?” (так он назвал и одну из самых известных своих работ). По его мнению, личность благодаря включенности в культуру приобретает соответствующие черты, и это обеспечивает ей эффективное приспособление к требованиям общества, формирует чувство защищенности. О чем бы ни писал Фромм – о бытии, власти, государстве, культуре, – свои рассуждения он начинает с человека. Отвергая теории Маркса и Фрейда он разработал свое учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем существе.

Интересно
Человек в нездоровом, больном обществе – это и есть исследуемая реальность философии Фромма. У Фромма есть книга – “Искусство любить”. Она посвящена любви как специфически человеческому чувству. По существу, Фромм пересказывает все, на что уже в течение многих веков указывала мировая культура. В любви человек обнаруживает могучий душевный потенциал, растворяя себя в другом и тем самым предельно выявляя собственную сущность. Только любовь раскрывает подлинное приобщение к вечному, ибо она бескорыстна и бескомпромиссна.

Однако было бы неверным видеть в этих рассуждениях романтическое обобщение. Фромм любовь трактует как некий принцип, определяющий коренные основы человеческой жизни. В ее осмыслении он видит едва ли не главную разгадку тайны человека. По мнению Фромма, любовь в области мышления означает специфически индивидуальное миропонимание; в области действия – это творчество и самореализация; в аффективной сфере – это ощущение единства с другим человеком, со всеми людьми, с природой. Любовь, стало быть, – это обозначение предельного самораскрытия личности. Любовь, в истолковании Фромма, имеет два начала (точнее, два полюса): мужское и женское.

Это противопоставление сродни поляризации материи и духа. Такая же полярность мужского и женского начал, пишет Фромм, существует и в природе. Это полярность земли и дождя, реки и океана, ночи и дня, тьмы и света, материи и духа. Фромм не рассматривает любовь как отношение к конкретному лицу – в его трактовке это скорее тип отношения к миру в целом, определенная ориентация характера в процессе поиска слияния с миром. Человеческая натура – страсти человека и тревоги его – это продукт культуры.

Поэтому любовь, как и всякая другая человеческая потребность, далеко не всегда выступает в идеальном облике. Она может быть деформирована, искажена, подчинена специфическим ценностным и жизненным ориентациям. Фромм задается вопросом: действительно ли любовь – искусство? И отвечает на этот вопрос положительно. Для большинства проблема любви – это, прежде всего, как быть с любимым, а не то, как любить самому, то есть не проблема способности любить. Фромм подчеркивает: “Принято думать, что любить – просто, а найти достойный объект для любви или для того, чтобы быть любимым, – вот что трудно”. По его мнению, корни такой установки – в развитии современного общества, ориентированного на потребление.

Любовь, как ее понимает Фромм, не создается каким-то специфическим объектом, а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь “приводится в действие” определенным объектом. Доминантой философской мысли Фромма является мучительное и напряженное постижение тайны человека.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)