Исходные принципы психологического подхода в управлении

В социально-психологическом подходе предметом анализа являются такие аспекты и явления в организациях, как состав коллектива организации (композиция), структура (в разрезе групп), процессы (коммуникации, управление, образование групп, формирование, развитие, нарастание сплоченности, давление и лидерство в группах, организация совместной деятельности, принятие решений и т. п.), групповые нормы, культура, потенциал и т. п.

Правомерно выделить как относительно самостоятельный и чисто психологический подход, который применяется в основном для изучения поведения личностей в хозяйственной организации и факторов, причин того или иного поведения.

Цель исследования, как уже говорилось, — понять причины, факторы (движущие силы), особенности и закономерности проявления тех или иных поведенческих форм, поступков и научиться их прогнозировать в различных ситуациях деятельности и развития организации, ее взаимодействия с субъектами внутренней и внешней среды.

Предметом исследования при психологическом подходе являются такие факторы поведения, как цели, ценностные ориентации, мотивы, интересы, желания, воля и другие психологические черты людей, особенно руководителей, нормы, культура, потенциал людей и т. п. Исследуются также типы и факторы трудового поведения, отношения к труду.

Основные принципы психологического подхода:

  1. Управленческое воздействие — по сути, взаимодействие субъектов (вы ему — указание, он вам — возражения, частый результат такого «управления»: вы делаете все сами).
  2. Любой живой объект управления — субъект, т. е. активная система.
  3. Нет предела познанию и самопознанию.
  4. Адекватный подход к живым системам: синтез системного, ситуативного, антикризисного подхода (на основе теории жизненных циклов, где кризис — одно из неизбежных состояний любой сис- темы), психологического подхода (главное — душа).
  5. Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения.
  6. Любой результат взаимодействия, даже отрицательный — приращение опыта.
  7. Любой образ, представление — модель, т. е. упрощение.
  8. Чем больше знаешь моделей, подходов, методик, тем труднее, но интереснее подбирать модель и метод воздействия, наиболее подходящие к ситуации и человеческому поведению.
  9. Наиболее адекватные модели человеческого поведения — те, в основе которых лежит психология, поскольку поведение — это продукт психической деятельности.
  10. Ищи приоритеты, тогда сможешь точнее подобрать модель поведения (связь причин и следствий, факторов и результатов).
  11. Твои приоритеты — не его приоритеты.
  12. Хочешь быть более уверен в результате — подстрахуйся, «подстели соломки», постарайся задействовать несколько каналов влияния.
  13. Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже постоянно меняются.
  14. Факторы влияния взаимодействуют и взаимовлияют.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)