Исходные принципы психологического подхода в управлении
В социально-психологическом подходе предметом анализа являются такие аспекты и явления в организациях, как состав коллектива организации (композиция), структура (в разрезе групп), процессы (коммуникации, управление, образование групп, формирование, развитие, нарастание сплоченности, давление и лидерство в группах, организация совместной деятельности, принятие решений и т. п.), групповые нормы, культура, потенциал и т. п.
Цель исследования, как уже говорилось, — понять причины, факторы (движущие силы), особенности и закономерности проявления тех или иных поведенческих форм, поступков и научиться их прогнозировать в различных ситуациях деятельности и развития организации, ее взаимодействия с субъектами внутренней и внешней среды.
Предметом исследования при психологическом подходе являются такие факторы поведения, как цели, ценностные ориентации, мотивы, интересы, желания, воля и другие психологические черты людей, особенно руководителей, нормы, культура, потенциал людей и т. п. Исследуются также типы и факторы трудового поведения, отношения к труду.
Основные принципы психологического подхода:
- Управленческое воздействие — по сути, взаимодействие субъектов (вы ему — указание, он вам — возражения, частый результат такого «управления»: вы делаете все сами).
- Любой живой объект управления — субъект, т. е. активная система.
- Нет предела познанию и самопознанию.
- Адекватный подход к живым системам: синтез системного, ситуативного, антикризисного подхода (на основе теории жизненных циклов, где кризис — одно из неизбежных состояний любой сис- темы), психологического подхода (главное — душа).
- Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения.
- Любой результат взаимодействия, даже отрицательный — приращение опыта.
- Любой образ, представление — модель, т. е. упрощение.
- Чем больше знаешь моделей, подходов, методик, тем труднее, но интереснее подбирать модель и метод воздействия, наиболее подходящие к ситуации и человеческому поведению.
- Наиболее адекватные модели человеческого поведения — те, в основе которых лежит психология, поскольку поведение — это продукт психической деятельности.
- Ищи приоритеты, тогда сможешь точнее подобрать модель поведения (связь причин и следствий, факторов и результатов).
- Твои приоритеты — не его приоритеты.
- Хочешь быть более уверен в результате — подстрахуйся, «подстели соломки», постарайся задействовать несколько каналов влияния.
- Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже постоянно меняются.
- Факторы влияния взаимодействуют и взаимовлияют.
- Слагаемые убеждения
- Факторы формирования команды
- Понятие и особенности групп в организации
- Заготовка для разработки коллективного договора
- Международные регуляторы трудовых отношений
- Социальные признаки этичной корпорации
- Примерные правила внутреннего трудового распорядка российской корпорации
- Культура речи корпорации (культура деловой переписки)
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу