Инструменты выбора корпоративной стратегии

В управленческой практике применяются разнообразные инструменты обоснования и выбора корпоративной стратегии: Матрица Бостонской консалтинговой группы, Матрица Томпсона Стрикланда, Матрица Мак-Кинзи и др. Общая процедура анализа и выбора портфеля бизнеса включает в себя несколько шагов:

  1.  шаг- определение стратегических зон хозяйствования (СЗХ), т. е. разграничение областей, в которых компания имеет те или иные возможности. СЗХ-это сегмент рынка, на который компания имеет или желает иметь выход.
  2. шаг- определение перспектив компании в каждой СЗХ, включая краткосрочные и долгосрочные перспективы роста, соотношение рентабельности в близкой и далекой перспективе, а также нестабильность экономического, технологического, социально-политического развития.
  3.  шаг – следует начать с оценки конкурентного статуса компании в каждой зоне, получаемого методом экстраполяции. С помощью матрицы конкурентного статуса (матрица «Мак-Кинзи») эти оценки сравниваются с перспективами СЗХ. Матрицу применяют для того, чтобы выбрать предпочтительный конкурентный статус и затем определить соответствующий объем капиталовложений, стратегию и управленческие возможности на будущее.
  4.  шаг – определение стратегии и управленческих возможностей, которые компания развивает в каждой СЗХ.

Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) представляет собой удобный прием сопоставления различных СЗХ, в которых работает компания. БКГ предложила использовать для определения перспектив один- единственный показатель – рост объема спроса. Он защищает размер матрицы по вертикали.

Размер по горизонтали – соотношение доли рынка, принадлежащей компании, и доле
рынка, принадлежащей её ведущему конкуренту. По мнению БКГ, это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции компании в будущем.

Матрица выделяет 4 типа СХЗ: «звезды», « дойные коровы», «дикие кошки», «собаки» и предлагает и стратегии для каждого из них.

«Звезда» занимает лидирующее положение (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост).

«Дойная корова» занимает лидирующее положение (большая доля рынка) в относительно зрелой или сокращающийся отрасли (медленный рост). Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки «дойная корова» даёт больше, чем необходимая поддержания её доли на рынке, наличных средств (прибыли). Эти деньги поддерживают рост других подразделений компании.

«Дикие кошки» или «вопросительный знак», незначительно воздействует на рынок (маленькая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост).

«Собака» – это СЗХ с ограниченным объемом сбыта (маленькая доля на рынке) в зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост).

БКГ предлагает следующий набор решений о дальнейшей деятельности компании в соответствующих хозяйственных зонах:

  1. «звезду» оберегать и укреплять;
  2.  по возможности избавляется от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
  3. для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача убытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;
  4. «дикие кошки подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капитальных вложений превратиться в «звезду».

Матрица показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем, с приходом неизбежной зрелости, превратиться в «собак», но также показывает перераспределение средств от «дойных коров» другим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)