Инновационный и проектные виды менеджмента

Термин «инновационный менеджмент» уже давно закрепился в словарях и в нашей повседневной жизни. Основателем же инновационной теории является Й. Шумпетер (J. Schumpeter), введя в 30-е годы понятие «инновация», определяя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Во многих источниках инновация рассматривается как процесс. В данном ключе отмечается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

В соответствии с современными концепциями для инновации одинаково играют важную роль три свойства: научно- техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворить рыночный спрос и принести прибыль производителю). Отсутствие хотя бы одного элемента негативно влияет на инновационный процесс.

«Инновационный и проектный менеджмент» (сравнительно новые понятия в научно – управленческой среде) представляют собой самостоятельную отрасль управленческой науки и профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение условий инновационного развития любой организации. Анализ литературы по вопросам управления освещает разные подходы к определению сущности и содержания инновационного и проектного менеджмента.

Многие авторы уделяют внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления и рассматривают его как один из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого являются инновационные процессы во всех сферах экономики.

Функциональный инновационный менеджмент нацелен, главным образом, на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации инновации, при этом важным моментом является синхронизация функциональных подсистем, усовершенствование координирующих действий операционной системы производства, управление персоналом и осуществление контроля за инновационным процессом.

Инновационный менеджмент в общем виде – это сложный механизм действия управляющей системы, которая создает для инновационного процесса и инновационной деятельности благоприятные условия и возможности для развития и достижения эффективного результата.

Инновационное управление создает условия, как для выживания, так и для роста хозяйственных организаций, формирования наукоемких отраслей, ведущих к коренным изменениям ассортимента товарных рынков, роста производительности труда, конкурентоспособности предприятий, государства.

Более конкретно суть инновационного менеджмента раскрывается в его функциях, к которым можно отнести:

  • управление процессами создания новых знаний;
  • управление творческим потенциалом тех, кто создает новые знания;
  • управление освоением нововведений;
  • управление социальными и психологическими аспектами нововведений.

Некоторые авторы считают, что инновационный менеджмент – это «наука о науке», появление которой ознаменовало переход на качественно новую ступень развития научной сферы, где менеджеры стали полноправными участниками поисковых работ, к функциям которых относится: диагностирование научных коллективов, участвующих в разработке конкретных проектов; создание материальной и инвестиционной базы для их деятельности и тому подобное.

В данных условиях сегодня нужен мониторинг сферы потребления, проведенный с точки зрения управления созданием новых знаний. Необходимо также обратить внимание на формирование специальной методологии, которая позволила бы осуществлять поиск новых знаний с меньшими затратами при одновременном повышении вероятности достижения поставленной цели. Важная роль в формировании такой методологии отводится влиянию тенденций развития инноватики и ее современных концепций.

Проектный менеджмент – это признанная во всем мире методология решения организационно-технических проблем, это искусство управлять и координировать людские и материальные ресурсы в течение жизненного цикла проекта, применять системы современных методов и техники управления, а также инструментов минимизации рисков для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворенности участников.

Система проектного менеджмента должна включать квалифицированный персонал, систему подготовки и переподготовки кадров со специализированным программным обеспечением, систему управления качеством проектов, информационно-логистический центр и тому подобное, четко определяя цели и результаты проектов, состав работ, участников и ресурсы, а также учитывая влияние окружающей среды.

Можно выделить следующую последовательность осуществления проектного менеджмента:

  • определение и анализ целей проекта;
  • разработка, оценка и выбор альтернативных решений по реализации проекта, вариантов его реализации;
  • формирование структуры проекта;
  • выбор состава исполнителей ресурсов, сроков и стоимости работ;
  • управление взаимодействием с внешней средой;
  • связанность с другими проектами;
  • управление организационной структурой;
  • регулирование течения работ, оперативное управление и внесение корректив.

Основу проектного подхода в управлении составляет взгляд на проект как на управляемую смену начального проблемного состояния любой системы, например, предприятия, что обеспечивает достижение запланированных целей в условиях четко определенных временных и ресурсных ограничений.

Успешное планирование проекта и его выполнение зависит от руководителя проекта и рабочей группы. Создание эффективной рабочей группы требует не только соответственной технической квалификации руководителя проекта и членов проектной группы, но также выполнения ими своих критических ролей и организации эффективного взаимоотношения между ними. В рамках проектного менеджмента проект инициируется для создания продукта или для достижения заранее определенного результата.

Для успешного выполнения проекта необходимо:

  1. Определить процессы, которые приведут к завершению проекта. Выбор процессов должен проходить с учетом активов компании, мнения заинтересованных сторон и факторов среды компании.
  2. Управлять заинтересованными сторонами во время выполнения проекта, учитывая их влияния на проект, удовлетворяя их требования или купируя их негативное воздействие.
  3. Достичь поставленных целей в условиях ограничений накладываемых ресурсами, бюджетом, рисками, расписанием или содержанием проекта.

Руководство РМВОК содержит методы управления проектом, считающиеся хорошей практикой – или проверенные на практических ситуациях и признанные в большинстве стран мира. Суть методов РМВОК сводится к следующему положению: “Все процессы, выполняемые в рамках проекта, должны быть взаимосвязаны и приведены в соответствие”.

Можно сказать, что метод ССП и СК Роберта С. Каплана и Дейвида П. Нортона может быть интегрирован в методы РМВОК. Такая интеграция позволит установить показатели достижения целей проекта и выполнять мониторинг хода его выполнения. В PMI считают, что необходимо добиться выполнения процессов мониторинга и контроля параллельно с процессами инициации, планирования и контроля. Проведение постоянного мониторинга позволяет получать более точную характеристику проекта и вовремя вносить коррективы.

РМВОК предлагает особую методику построения моделей взаимодействия процессов в проекте. Модель проекта изображается схематически, на ней отображаются процессы их входы и выходы, документы, а также как взаимодействуют процессы в проекте. Функциональный менеджмент представляет собой управление определенными сферами деятельности (функциональными областями) организации в целом или ее звеньев.

К числу таких функциональных областей можно отнести:

  • производство (производственный менеджмент; операционный менеджмент; управление производством);
  • персонал (человеческие ресурсы; human resource; HR- менеджмент);
  • финансы (финансовый менеджмент);
  • сбыт;
  • изучение рынка;
  • материально-техническое обеспечение;
  • исследования и разработки;
  • информационные системы;
  • инвестиции;
  • транспортировку.

Управление этими функциональными областями предполагает, как правило, создание специализированных функциональных структурных подразделений (подразделения основного производства:

  • цехи, производства, отделы, дивизионы;
  • подразделения финансов: финансовые отделы, управления, департаменты;
  • подразделения маркетинга: уделы, управления, департаменты;
  • подразделения исследований и разработок: отделы, лаборатории, центры).

Выбор руководителя проекта и членов группы не всегда будет совершенным – в любом решении по кадровым вопросам всегда присутствует риск. Руководитель проекта – один из важнейших сотрудников. Он играет главную роль в планировании и выполнении проекта. Руководитель проекта также является «лицом» проекта в своей организации и для внешних групп.

В условиях ускорения научно-технического прогресса резко возрастает роль инновационных менеджеров-инноваторов, способности которых, их квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. К менеджерам инновационной сферы относятся: руководители творческих групп исполнителей; руководители лабораторий, отделов и функциональных служб; менеджеры различного уровня, которые координируют деятельность различных инновационных подразделений; менеджеры по коммерциализации инноваций.

Само определение инновационного процесса звучит следующим образом: инновационный процесс (ИП) – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (разработка от стадии идеи) в конечное состояние (поступившие в потребление, новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс включает в себя разработку нового продукта, его продвижение на рынке, использование потребителем и его поддержку.

Инновационные процессы включают в себя исследование и использование возможностей для новых или усовершенствованных продуктов, процессов или услуг, основанных либо на продвижении в технической практике, либо изменении рыночного спроса, либо их комбинации. Инновация – это, по сути, процесс сопоставления. Классический пример на эту тему – работа Мауэри и Розенберга (1979).

Прежде чем переходить к раскрытию понятия «национальная инновационная система» и других понятий, связанных с инновационными процессами, хотелось бы сначала определить, что такое инновационная система в целом. Концепция инновационной системы была разработана параллельно в разных местах, в Европе и в США в восьмидесятых годах.

Изначально термин «инновационная система» ввёл в обращение Б.А. Лундвалл в 1985г, основываясь на намного ранее предложенной концепции Фридриха Листа «Национальная система политической экономики». Затем в 1987г. Крис Фриман ввел такое понятие как «национальная система инноваций». После развития данной концепции сложились другие определения этого термина.

Ниже будут рассмотрены два основных определения инновационной системы:

  1. Инновационная система – сеть институтов частного и общественного секторов, чья деятельность и взаимосвязи направлены на инициацию, импорт, модификацию и диффузию новых технологий (49, с.5).
  2. Инновационная система – элементы и взаимоотношения, которые направлены на создание продукции, диффузию и использование новых и экономически востребованных знаний… которые находятся внутри границ государства.

Спустя некоторое время развития идеи национальной инновационной системы, были выделены более узкие концепции.

В итоге среди инновационных систем было выделено 5 направлений:

  1. Национальная инновационная система (НИС).
  2. Региональная инновационная система (РИС).
  3. Локальная инновационная система (ЛИС).
  4. Технологическая инновационная система (ТИС).
  5. Секторальная (отраслевая) инновационная система (СИС).

Изначально основоположниками концепции национальной инновационной системы принято считать трёх авторов: К. Фримана (1987г.), Б.А. Лундвалла (1992г.) и Р. Нельсона (1993г.). Но при этом в основу их исследований легли результаты, ранее полученные Д. Нортом, И. Шумпетером, Р. Солоу, Р. Лукасом, Ф. Хайеком. Данные авторы предлагали своё видение понятия НИСа, выделяя отдельные элементы и взаимосвязи.

Наши отечественные ученые (Голиченко О.Г., Ивановой Н.Н., Белокрыловой О.С., Глазьева С.Ю., Яковца Ю.В., Бойко И., Гохберга Л., Кудрова В. и др.) выделяют несколько основных характеристик НИС:

  1. НИС представляет объединённые между собой элементы, которые постоянно развиваются и взаимодействуют друг с другом. Что говорит о её системности.
  2. Формальные и неформальные институты влияющие на темпы и масштабы развития инноваций – институциональный аспект.
  3. Основная функция НИС – продвижение новых знаний и технологий.

Инновационная теория учитывает и результаты проведенных ранее исследований, научных результатов, полученных Й. Шумпетером (J. Schumpeter), Ф. Хайеком (F. A. Hayek), Д. Нортом (DouglassCecil North), Р. Солоу (Robert Merton Solow), П. Ромером (Paul Michael Romer) и Р. Лукасом (Robert Lukas). В настоящий момент в работах отечественных и зарубежных авторов представлено множество определений категории НИС (Меткалф С., Эдквист Ч., ОЭСР, Амабль Б., Барре Р. и Буайе Р.; Полтерович В.М., Иванова Н.Н., Бунчук М.А. и др.

Благодаря тому, что существует множество исследований и мнений национальной инновационной системы, до сих пор не существует точного общепринятого определения данного понятия. Далее хотелось бы отразить некоторые определения, которые считаются основными.

Бартелс и др. предложил более широкое определение национальной инновационной системы, связывая её с системным и организационным уровнем капитала, понимая НИС как «площадку взаимодействия определённого государства (власти), а так же частных и общественных организаций, их распределенные институциональные отношения и их согласованные социальные и капитальные образования, которые определяют направление (вектор) технологических изменений (технологического прогресса), обучения и применения в национальной экономике».

Все приведённые выше определения разделены двумя десятилетиями исследований и охватывают интерактивные элементы и отношения производства на микроуровне, а также политики на макроуровне, которые определяют технологические изменения, обучение и применение.

Наличие такого количества определений НИС позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к изучению НИСа и единой точки зрения среди учёных, поэтому авторы используют различные подходы, объясняя это национальными особенностями её построения. Однако концепция НИС обеспечила новый подход к инновациям, их управлению и стимулированию по сравнению с более неоклассическими подходами «несостоятельности рынка».

Принятие целостного взгляда на инновации, а не фокусирование на отдельных аспектах процессов, концепция НИС подчёркивает взаимодействие субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и анализирует как эти взаимодействия формируются под воздействием социальных, институциональных и политических факторов.

Такой подход был успешен в течение короткого периода времени и в настоящее время используется в научных кругах и политических контекстах. Он часто используется в качестве аналитической основы для изучения различий между странами, касающихся их производства и инновационных систем.

Основываясь на исследованиях основателей концепций инновационных систем, были произведены более глубокие изучения со стороны других учёных. В настоящее время концепция НИС считается «одной из наиболее важных концепций, возникающих в области инновационных исследований».

Эта концепция широко используется в инновационных стратегиях как развитых, так и в развивающихся странах. В своей работе в 2012 году Люк Соет (Luc Soete) благодаря всестороннему анализу концепции НИС выделил пять основных элементов этой концепции.

Инновационный и проектные виды менеджмента

Первый элемент – источники инноваций, играют важную роль в НИС. Классические экономические подходы к инновациям в основном основывались на анализе НИОКР. Однако, не только НИОКР имеет решающее значение для инноваций. Взаимоотношения между производителем и потребителем образуют источник инноваций, а также приобретение и доступность оборудования, и обучение работников. Таким образом, инновации происходят в производстве, распределении и потреблении.

Второй элемент – институты и то, как они формируют взаимодействие между участниками внутри системы, имеют центральное значение. Рыночные и нерыночные институты представляют собой НИС, обеспечивающую рамки для государств в осуществлении политики, чтобы влиять на процесс инноваций.

Третий элемент – интерактивное обучение. В нем подчеркивается важность непрерывного обучения для адаптации к изменениям. Он также демонстрирует связь НИС с такими концепциями, как управление человеческими ресурсами, институтами рынка труда и учебными возможностями фирм, а также с возможностями поглощения фирм и экономики в целом.

Четвёртый элемент – взаимодействие, который тесно связан с четвёртым элементом. Поскольку считается, что инновация осуществляется исключительно в рамках взаимодействия, успешные инновационные системы способны создавать среду непрерывного генерирования знаний, среду использования знаний и среду инноваций.

Однако взаимодействие в основном координируется институтами, и поэтому институциональная среда, которая приводит к неэффективной координации взаимодействий, может привести к отказу всей инновационной системы.

И наконец пятый элемент – социальный капитал (самое главное здесь доверие), считается самым важным элементом концепции НИС. Отмечается, что чем больше степень развития институтов в системе, тем больше социального капитала в виде доверия они вызывают. Доверие, в свою очередь, положительно влияет на темпы инноваций, поскольку оно снижает риск, сопровождающий инновации, особенно риск финансирования инноваций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)