Индекс политического развития Катрайта

Исследование Филиппа Катрайта было, пожалуй, первым опытом компаративного эмпирического анализа собственно политического развития. Оно было первоначально опубликовано в «American Sociological Review» в 1963 г. как реакция на исследование условий демократии, предпринятое Сеймуром Липсетом, в котором деление стран на демократические и авторитарные не сопровождалось эмпирическим анализом уровня политического развития с помощью каких-либо индексов.

Липсет распределил страны Европы, Северной и Латинской Америки на группы демократических и диктаторских, стабильных и нестабильных систем, используя следующие критерии:

  • «политическая формула», т. е. признаваемая всеми система верований, легитимизирующих демократические системы и особые институты — партии, свободную прессу и т. д.;
  • один набор политических лидеров, которые формируют правительство;
  • один или более наборов лидеров, которые не формируют правительство, действуют в качестве легитимной оппозиции, пытаясь завоевать правительственные посты.
Своей задачей он ставил показать, как различные условия (благосостояние, индустриализация, образование и урбанизация) влияют на характер политического режима и на его стабильность. Но он не пытался измерять характеристики самих политических режимов.

В этом отношении Катрайт пошел дальше и попытался определить переменные и индикаторы политического развития, которые позволили бы осуществить ранжирование исследуемых стран. Он исходил из убеждения, что «степень политического развития может быть измерена, и каждая нация может быть размещена на континууме развития, что позволит сравнивать ее с любой другой нацией в мире».

Индекс политического развития строился Катрайтом с акцентом на демократическом процессе формирования государственных институтов (законодательной и исполнительной ветвей власти). При этом он утверждал, что концепция, которой автор руководствуется при конструировании индекса, довольно простой: «Политически развитая нация имеет более сложные и специализированные национальные политические институты, чем менее политически развитая». Операционально, подчеркивал Катрайт, акцент ставится на той роли, которую играют политические партии в государственной жизни (Ibid).

Оценочная шкала от 0 до 3 баллов используется им для анализа формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти в 77 странах (исключая африканские) за период 1940–1960 гг. Каждое государство оценивалось за каждый отдельный год путем приписывания баллов (0–2) за формирование законодательной власти и — (0–1) за формирование исполнительной власти. Таким образом, за весь период (21 год) каждое государство могло получить максимально 63 балла.

Баллы распределялись в зависимости от следующих критериев:

  • политический плюрализм;
  • формирование институтов власти — выборность и конкурентность;
  • влиятельность меньшинства.

Данный индекс политического развития использовался Катрайтом не только для ранжирования государств, но и для корреляционного анализа взаимосвязи политического и социально-экономического развития (образование, экономическое развитие, системы коммуникации, урбанизация и распределение рабочей силы).

Индекс Катрайта использовался при исследовании влияния социально-экономических условий на демократию А. Смитом при изучении государственного развития М. Олсоном. Однако индекс политического развития Катрайта подвергся и справедливой критике за узость и слишком большой акцент на государственных институтах. Впрочем, заслуга Катрайта в постановке и первом решении проблемы измерения демократии никем не умалялась.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)