Индекс институциональной демократии Гарра
Одним из последних разработанных и активно используемых индексов является индекс институциональной демократии Polity IV, созданный Тэдом Гарром в содружестве с другими компаративиста- ми на основе им же прежде составленных индексов Polity I, Polity II и Polity III. Особенностью исследования с помощью этого индекса является то, что оно касается институциональных аспектов демократии и делает акцент на анализе уровня демократичности для нынешнего столетия.
Операционализация понятия демократии остается прежней; авторы выделяют три ее существенных элемента. Во-первых, при демократии существует комплекс институтов и процедур, через которые граждане выражают свои предпочтения относительно политиков и политических стратегий. Это предполагает наличие регулярной и явной конкуренции между индивидами и организованными группами,
высокую степень политического участия при выборе лидеров и по- литических стратегий и определенный уровень политических свобод, достаточный для интеграции демократического участия, процедур и институтов. Во-вторых, западные демократии характеризуются существованием институциональных границ, налагаемых на деятельность исполнительной власти.
Отсюда, уровень демократичности определяется не только способностью выбрать своих представителей в органы власти, но и способностью установить необходимые границы их деятельности. В-третьих, демократия предполагает учет гарантий гражданских свобод для всех граждан, которые они используют в частной и публичной жизни.
Они полагают, что иные характеристики плюралистической демократии, как то: правление закона, система сдержек и противовесов, свобода прессы и т. п. являются выражением этих трех основных принципов. Правда, в своем изучении демократии они не используют измерение гражданских свобод.
Делая акцент на институциональных мерах демократии и автократии, Гарр и Джаггерс выбирают шесть следующих индикаторов:
- формирование исполнительной власти;
- конкурентность формирования исполнительной власти;
- открытость формирования исполнительной власти;
- ограничение деятельности главы исполнительной власти;
- регулирование участия;
- конкурентность участия.
Они утверждают, что когда политическое участие является полностью открытым и конкурентным, исполнительная власть избирается и границы, налагаемые на деятельность главы исполнительной власти, существенны, то корреляция между демократическими институтами и демократической практикой будет относительно высокой. При этом нет какого-то условия, которое может характеризовать политическую систему как демократическую полностью, скорее демократия является здесь переменной.
Хотя, конечно, система может быть определена в качестве согласованной демократии, если:
- политическое участие неограниченное, открытое и полностью конкурентное;
- формирование исполнительной власти основывается на выборах;
- ограничения на деятельность главы исполнительной власти являются существенными.
Для измерения степени демократичности и автократичности разработчики используют шкалу от 0 до 10. Например, конкурентность политического участия включает в себя следующие значения:
- Репрессированное участие: не разрешена никакая оппозиционная деятельность вне рамок режима и правящей партии; тоталитарные партийные системы, авторитарные военные диктатуры и деспотические монархии обычно кодируются этой переменной.
- Скрытое участие: наблюдается некоторая организованная политическая конкуренция в политической системе, но без серьезного объединения; режим систематически и сразу ограничивает ее формы и степень с тем, чтобы исключить из участия существенные группы (20% и более от взрослого населения).
- Частичное/фракционное участие: системы с периферийными или этническими политическими фракциями регулярно конкурируют за политическое влияние для продвижения частных вопросов в противовес общим.
- Переходное участие: любое политическое устройство, переходящее от частичных или фракционных структур к полностью конкурентным, или наоборот.
- Конкурентное участие: имеются относительно стабильные и стойкие светские политические группы, которые регулярно конкурируют за политическое влияние на национальном уровне; существует смена правящих групп и коалиций.
Согласно этому индексу, полностью институционализированные демократии будут иметь оценку +10, полностью институционализированные автократии — –10. В промежутке между ними (–5 — +5) располагаются такие политии, которые отнесены авторами к анократиям, т. е. системам со смешанными характеристиками в устройстве и методах правления (демократическими и автократическими). Здесь институты и политические элиты недостаточно эффективно способны решать фундаментальные задачи и обеспечивать свою собственную устойчивость.
Проведенное исследование с использованием индекса Polity IV продемонстрировало общую тенденцию укрепления демократических политий. Если в 1946 г. из 71 независимого государства к демократическим относились 20 (28,2%), к автократическим — 19 (26,8%), к анократическим — 32 (45,1%), то в 2009 г. ситуация изменилась (см. рис. 2). Из 162 обследованных государств 92 (56,8%) были демократическими, 23 (14,2%) — автократическими и 47 (29,0%) относи- лись к анократиям (Marshall, Cole, 2009, p. 10–12).
- Типы избирательных систем
- Измерение избирательных систем
- Электоральная компаративистика
- Альтернативные формы политической организации
- Гражданское общество, типы партий и модели демократии
- Политические финансы
- Типология партийных систем Дюверже
- Федерализм и политические режимы
- Другие институты на уровне федерации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу