Типы избирательных систем

Тип избирательной системы определяется тем, какое количество голосов избирателей необходимо для победы или получения мест в парламенте. Обычно выделяют следующие три основные системы, которые могут подразделяться на виды: плюральная, мажоритарная, пропорциональная системы, а также четвертая — смешанная.

Из таблицы видно, что в 1990-е гг. увеличилось число парламентских выборов, что связано с третьей волной демократизации. Явно отмечается тенденция увеличения числа выборов, осуществляемых по смешанной системе, а также на основе многоярусной системы. Однако если учесть, что многоярусная система — это разновидность пропорционального правила, то налицо рост пропорциональных систем.

Плюральная система (Пл) имеет место там, где победу на выборах одерживает кандидат, получивший относительное большинство голо- сов, т. е. больше, чем любой из его соперников. Иногда эту систему не выделяют в качестве особой, а относят к мажоритарным в один тур. Она часто называется системой «первого прошедшего, получающего пост» («first past the post»). Плюральная система в 1997 г. применялась в 68 странах.

Данная система часто используется при выборах прези- дента (Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Исландия, США, Венесуэла), реже при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США; во Франции она применяется во втором туре голосования в Национальную ассамблею), в ряде развивающихся стран: Багамы, Индия, Ямайка и др.

Наиболее часто в ней используются одномандатные округа, когда от каждого округа избирается только один представитель и избиратель имеет только один голос. Побеждает при этой системе тот, кто набирает относительное большинство голосов. Это — очень простая и понятная система.

Однако она имеет ряд недостатков, основной из которых — диспропорциональность, т. е. непредставленность части населения (иногда довольно большой) в соответствующем органе власти. Более того, доля мест, полученных партиями на выборах в национальном масштабе (если голосуют за две партии), будет диспропорциональной еще в большей мере. Так называемый «кубический закон» говорит о сверхпредставленности больших партий в представительных органах власти.

В соответствии с ним при голосовании за две политические партии в одномандатных округах соотношение мест, полученных партиями в национальном масштабе, будет приблизительно равняться соотношению полученных ими голосов, возведенному в куб. Так, если две партии в национальном масштабе получили следующее соотношение голосов 3 : 2 (60% и 40% для каждой партии), то число полученных мест будет составлять (3/2)3 = 27/8, что составляет 77% мест для одной партии и 23% — для другой.

Но могут использоваться и многомандатные округа, когда избиратель имеет столько голосов, сколько мест нужно заполнить, и он имеет право использовать все из них или только часть по своему усмотрению (block-vote system) (например, местное самоуправление в Великобритании).

Подобная система действовала в 1997 г. в 13 странах. Данная система позволяет избирателю осуществлять индивидуальный выбор представителя, и достаточно понятна для него. Но она создает хорошие условия для сверхпредставленности одной партии в парламенте, которая может получить все места в нем, хотя завоеванных голосов будет не намного больше, чем простое большинство.

Уникальным примером использования многомандатных округов была Япония до 1995 г., где избиратель имел ограниченное число голосов, меньшее, чем число мандатов в округе (limited vote system), вплоть до одного голоса — система с одним непередаваемым голосом (single non-transferable vote system). Побеждали при этой системе те кандидаты, которые набирали относительное большинство голосов, но большее, чем электоральный порог (в Японии одна четвертая квоты Хэра в округе).

Система с одним непередаваемым голосом использовалась также в Корее (1973–1988) и на Тайване. Эти системы иногда называют полупропорциональными, так как они дают возможность быть представленными в избираемых органах всем более-менее значительным группам избирателей. Чем меньшее число голосов имеет избиратель и чем большее число мест имеется в округе, тем менее мажоритарной и тем более пропорциональной становится данная система.

Мажоритарная система (М) означает, что для победы кандидатам необходимо набрать более 50% голосов избирателей. Система имеет два вида: голосование в два тура (double-ballot system) и с альтернативным голосом (alternative vote system).

При голосовании в два тура, которое обычно осуществляется по одномандатным округам, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре необходимого большинства голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, получившие относительное большинство в первом туре. Есть, однако, модификации этого правила. Так, в Коста-Рике в первом туре для победы необходимо набрать не менее 40% голосов. Если никто не набирает такого количества, то про- водится второй тур по правилу абсолютного большинства. В Венгрии во второй тур проходят первые три кандидата, а также любой другой, кто набрал более 15% голосов в первом туре.

На президентских выборах мажоритарная система в два тура более активно используется, чем плюральная. При этом иногда используется мажоритарная система с квалифицированным большинством голосов. Квалифицированное большинство, необходимое для победы в первом туре, может составлять от 33% (президентские выборы в Перу в 1956 и 1963 гг.) до 55% (президентские выборы в Сьерра-Леоне в 1996 г.).

Система голосования с альтернативным голосом используется там, где избиратель имеет право фиксировать порядок своего предпочтения между всеми выставленными кандидатами в одномандатных избирательных округах. Она используется, например, для выборов членов палаты представителей в Австралии, а также в Ирландии при повторных выборах в парламент и на выборах президента.

Для победы необходимо набрать более 50% голосов первого ранга. Если никто из кандидатов не набрал этого количества, то определение победившего кандидата осуществляется последовательным удалением из подсчета кандидатов, набравших наименьшее число голосов, и перераспределением их голосов среди остающихся кандидатов, и так до выявления победителя. Пусть имеется округ с 21 избирателем и 4 кандидатами — А, Б, В, Г. Все кандидаты были проранжированы таким образом, что выделились четыре группы избирателей:

Система с альтернативным голосом в чем-то подобна мажоритарной системе с двумя турами, так как путем изъятия из списка слабых кандидатов фактически оставляется конкуренция между двумя наиболее сильными соперниками.

Пропорциональная система выборов является наиболее распространенной при выборах парламентов. Она позволяет в значительной мере избежать сверхпредставленности или недопредставленности партий в парламенте. Смысл системы заключается в более-менее пропорциональном распределении мест в соответствии с распределением голосов. Пропорциональная система предполагает ряд многомандатных округов или один многомандатный округ.

Партии выдвигают партийные списки, которые могут быть открытыми (избиратель может выразить предпочтение кандидатам от партии) или закрытыми (избиратель голосует только за ту или иную партию). В зависимости от правила распределения мест она подразделяется на два основных вида: распределение мест по наибольшему остатку и по наивысшему среднему.

Система распределения мест по наибольшему остатку осуществляется по формуле Хэpа (Hare quota), по которой определяется квота голосов, приходящихся на одно место, и места распределяются в соответствии с тем, сколько квот приходится на ту или иную партию.
Формулы квот и делителей

  1. Квота Хэpа = Голоса/Места
  2. Квота Хагенбаха-Бишофа = Голоса/(Места + 1)
  3. Квота Империали = Голоса/(Места + 2)
  4. Друп квота = Голоса/(Места + 1) + 1
  5. Делители Д’Хондта: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.
  6. Делители Сент-Лаге: 1, 3, 5, 7, 9 и т. д.
  7. Модифицированные делители Сент-Лаге: 1.4, 3, 5, 7, 9 и т. д. Остатки, т. е. число голосов, меньшее квоты, учитываются при распределении оставшихся мест: выбираются наибольшие из них.

Данная система благоприятствует маленьким партиям, позволяя им провести своих кандидатов в парламент. Приведем гипотетический пример. Пусть имеется четырехмандатный округ, в котором на четыре места претендуют четыре партии А, Б, В, Г. В голосовании приняло участие 20 тысяч избирателей. Следовательно, квота Хэра будет здесь составлять 5 тысяч голосов. При некотором распределении голосов места распределятся следующим образом:

Как видно из подсчета, партия В, не набравшая достаточного количества голосов для превышения квоты, все же получила одно место. Распределение мест по системе наивысшего среднего осуществляется с помощью делителей Д’Хондта, когда число голосов делится последовательно на 1, 2, 3, 4 и т. д. и места распределяются в соответствии с убывающим порядком числа голосов. Данная система менее благоприятна для маленьких партий.
Возьмем тот же пример, но используем делители Д’Хондта.

Распределение мест в этом случае отличается; преимущество получила вторая партия, а маленькие партии остались без мест. Имеются другие способы распределения мест, которые модифицируют представленные выше две основные системы:

  • формулы Хагенбаха-Бишофа и Империали оставляют не много места для использования остатков;
  • делители Д’Хондта отдают предпочтение крупным партиям;
  • делители Сент-Лаге благоприятствуют средним партиям.

Формой пропорциональной системы является система с одним передаваемым голосом (single transferable vote system), используемая для парламентских выборов в Ирландии. Для распределения мест используется Друп квота.

Смысл этой системы заключается в том, что кандидаты, превысившие квоту, подсчитанную по данной формуле, как бы передают свои излишки голосов следующим по предпочтительности кандидатам. По этой системе избиратель, голосуя за партию, имеет право расставить кандидатов в порядке своего предпочтения. Система с одним передаваемым голосом менее пропорциональна, чем иные, но дает больше шансов избирателю влиять на выбор индивидуальных кандидатов.

Иногда выделяют особый тип — многоярусные электоральные системы (multi-tier system). Многоярусными являются те системы, в которых места в парламент распределяются на разных электорально- территориальных уровнях, где голосование осуществляется по одному и тому же способу. Как правило, таким способом является пропорциональное голосование по партийным спискам.

Первый уровень — местные территориальные округа. Второй уровень — укрупненные территориальные округа или даже единый национальный округ. Такие системы могут быть параллельными и связанными.

Параллельными многоярусными системами являются те, в которых распределение мест на различных уровнях не влияет друг на друга. Большинство, однако, являются связанными системами.

В таких системах либо неиспользованные для распределения мест голоса на одном уровне используются на другом уровне, либо распределение мест на одном уровне обусловлено распределением мест на другом уровне. Примером последней является система, когда используется механизм компенсаторных голосов, которые распределяются среди партий, получивших преимущества при голосовании по единому национальному округу. При этом голосование осуществляется по партийным спискам на двух уровнях — общенациональный округ и региональные многомандатные округа.

Основой для подсчета общего количества мест, которые партия должна занять в парламенте, является голосование в общенациональном округе с использованием при распределении квоты Хэра. Эта система действует в Дании при распределении мест в парламенте.

Из 175 депутатов парламента 135 избираются в 10 регионах с распределением мест по системе делителей Д’Хондта, а 40 мест имеют компенсационный характер и распределяются после подсчета общего количества мест для партий на основании общенационального голосования в трех электоральных провинциях по квоте Хэра.

Так, если какая-то партия в десяти регионах набрала после распределения 20 мест, а при подсчете общего количества мест ей причитается 30 мандатов, то 10 из них она получает за счет компенсаторных мест. Считается, что данная система обеспечивает очень хорошую пропорциональность выборов, а также связь депутатов с регионами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)