Игровые технологии профессионально-ориентированного обучения

Многие традиционные технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе (ссузе) формируют у студентов скорее репродуктивно-алгоритмическое, рассудочно-эмпирическое мышление, чем профессионально-эвристическое.

В то же время такие виды учебно-профессиональной деятельности, как деловые, профессионально-имитационные, учебно-ролевые, дидактические игры, игры-тренинги способствуют формированию профессионально-творческого мышления и навыков профессионально адекватного и целесообразного поведения будущих специалистов.

Действительно, трудно переоценить роль игро-вых профессионально-образовательных технологий в процессе формирования системы инвариантных и вариативных компетенций будущего специалиста.

Учебно-ролевая профессионально-имитационная игра – это дидактическое средство развития теоретического и практического профессионального мышления и профессионального поведения будущего специалиста.

Дидактическая игра снимает противоречия между абстрактным характером учебной дисциплины и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний в профессиональной деятельности и их принадлежности к разным дисциплинам в период учебы в вузе (ссузе).

Проигрывание определенной сценарием роли в процессе профессионально-имитационной (деловой) игры, отождествление с ней помогает студенту:

  • установить связь между своим профессионально-учебным поведением и его последствиями;
  • обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми (например, как членами трудового коллектива, клиентами и др) в личностно и профессионально значимых ситуациях;
  • пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах жизнедеятельности (в частности, в периоды волонтерской работы и практики).

Игра в образовательном профессионально-ориентированном про-цессе рассматривается как внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной учебный материал (предметные знания), обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и профессиональному прогнозу будущего в процессе игры.

Функции игровых форм профессионально-ориентированного обучения

Дидактические (учебно-ролевые и др.) игры позволяют развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение.

В ходе игры, опираясь на особенности игровых имитационных профессионально-ориентированных моделей, студенты вырабатывают следующие умения и навыки:

  • сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений в процессе игры;
  • принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений;
  • анализ определенного типа задач и зависимостей в динамике;
  • установление связей между различными сферами профессиональной деятельности и параметрами, которые в конкретной деятельности в явном виде не проявляются;
  • работа в коллективе, выработка коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;
  • выявление соответствия игровой имитации и общего информационного обеспечения управления в системах;
  • навыки абстрактного, образного и профессионально-ориентированного мышления как основы эффективного, творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явле-ний в трудовой сфере.

Таким образом, деловые игры, игровое моделирование становятся универсальным средством воспроизведения учебной, производственной, исследовательской и управленческой деятельности, обеспечивающей принятие обоснованных решений в заданных условиях, аналогичных реалиям профессиональной практики.Во всех случаях дидактические игры в профессионально-ориентированном обучении выполняют учебно-познавательную, исследовательскую, воспитательную, развивающую, профессионально-адаптационную функции, а также функцию контроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)