Игровые технологии профессионально-ориентированного обучения
Многие традиционные технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе (ссузе) формируют у студентов скорее репродуктивно-алгоритмическое, рассудочно-эмпирическое мышление, чем профессионально-эвристическое.
Действительно, трудно переоценить роль игро-вых профессионально-образовательных технологий в процессе формирования системы инвариантных и вариативных компетенций будущего специалиста.
Дидактическая игра снимает противоречия между абстрактным характером учебной дисциплины и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний в профессиональной деятельности и их принадлежности к разным дисциплинам в период учебы в вузе (ссузе).
Проигрывание определенной сценарием роли в процессе профессионально-имитационной (деловой) игры, отождествление с ней помогает студенту:
- установить связь между своим профессионально-учебным поведением и его последствиями;
- обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми (например, как членами трудового коллектива, клиентами и др) в личностно и профессионально значимых ситуациях;
- пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах жизнедеятельности (в частности, в периоды волонтерской работы и практики).
Игра в образовательном профессионально-ориентированном про-цессе рассматривается как внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной учебный материал (предметные знания), обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и профессиональному прогнозу будущего в процессе игры.
Функции игровых форм профессионально-ориентированного обучения
Дидактические (учебно-ролевые и др.) игры позволяют развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение.
В ходе игры, опираясь на особенности игровых имитационных профессионально-ориентированных моделей, студенты вырабатывают следующие умения и навыки:
- сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений в процессе игры;
- принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений;
- анализ определенного типа задач и зависимостей в динамике;
- установление связей между различными сферами профессиональной деятельности и параметрами, которые в конкретной деятельности в явном виде не проявляются;
- работа в коллективе, выработка коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;
- выявление соответствия игровой имитации и общего информационного обеспечения управления в системах;
- навыки абстрактного, образного и профессионально-ориентированного мышления как основы эффективного, творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явле-ний в трудовой сфере.
Таким образом, деловые игры, игровое моделирование становятся универсальным средством воспроизведения учебной, производственной, исследовательской и управленческой деятельности, обеспечивающей принятие обоснованных решений в заданных условиях, аналогичных реалиям профессиональной практики.Во всех случаях дидактические игры в профессионально-ориентированном обучении выполняют учебно-познавательную, исследовательскую, воспитательную, развивающую, профессионально-адаптационную функции, а также функцию контроля.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу