Игра «Конкуренция дуополий»

Рассматривается ситуация, когда на рынке имеются всего две фирмы. В этом случае их называют дуополиями. Каждая фирма имеет два варианта поведения: производить большой объем продукта («Большой выпуск») или его небольшой объем («Небольшой выпуск»).

Если обе фирмы одновременно производят небольшой выпуск, то общий объем продукта на рынке невелик, что вызывает рост цены и обеспечивает каждой фирме высокую прибыль в размере 3. Если обе фирмы одновременно производят большой выпуск, то рынок переполняется, что вызывает падение цены и обеспечивает каждой фирме низкую прибыль в размере 2.

Если одна фирма производит большой выпуск, а другая — низкий, то на рынке предлагается среднее количество продукта по средней цене. При этом фирма, производящая большой выпуск, получает максимальную прибыль 4, а фирма, производящая небольшой выпуск, — минимальную прибыль 1.

Матрица выигрышей данной игры, которую называют «Конкуренция дуополий», имеет две строки и два столбца, поскольку каждый игрок может выбрать одну из двух стратегий поведения (табл. 3.5).

Таблица 3.5 – Игра «Конкуренция дуополий»

 

Дуополия 1 Дуополия 2
Большой выпуск Небольшой выпуск
Большой выпуск 2; 2 4; 1
Небольшой выпуск 1; 4 3; 3

 

Рассмотрим несолидарные стратегии поведения дуополий.

Во-первых, стратегия «Большой выпуск» является доминирующей, поэтому стратегия «Небольшой выпуск» является нерациональной.

Во-вторых, стратегия «Большой выпуск» является осторожной стратегией для каждой дуополии. Следуя ей, фирма получает гарантию, что ее прибыль не упадет ниже 1 (значения максимина) независимо от действий другой фирмы.

В-третьих, стратегия «Большой выпуск» является равновесной для каждой фирмы. Отклонение от нее приводит к уменьшению прибыли фирмы на вели- чину эффекта отклонения, равную 2. Факт наличия единственной точки равновесия означает, что при доминировании в обществе несолидарных видов поведения в хозяйственной практике складывается традиция производить и продавать максимально возможное количество продукта.

В-четвертых, инновационное поведение дуополий в данном случае нецелесо- образно, поскольку равновесие единственно. Если фирма все же станет система- тически производить небольшой выпуск, то тем самым она лишь сократит свою прибыль.

Солидарное поведение дуополий, или сговор, заключается в систематическом выпуске небольшого количества продукта каждой фирмой. При этом каждая дуополия имеет возможность нарушить данное соглашение, увеличив выпуск, и на некоторый период времени получить максимальную прибыль.

Однако такое поведение дуополии, скорее всего, повлечет за собой аналогичный шаг конкурента, в результате чего прибыль каждой дуополии существенно сократится. Поэтому дуополии заинтересованы в соблюдении соглашения о солидарных стратегиях поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)