Игра «Конфликт полов»

Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина проводят вечер после работы либо в театре, либо на футболе, делая выбор места отдыха независимо друг от друга. Они симпатизируют друг другу, поэтому каждый из них предпочитает провести вечер вместе, а не порознь.

Для мужчины футбол более интересен, чем театр, а для женщины, наоборот, театр предпочтительнее. В данном случае выигрыш игрока измеряется объемом положительных эмоций, или удовольствием, полученным человеком за вечер.

Опишем матрицу выигрышей данной игры. Если встреча мужчины и женщины произошла в театре, то женщина получает максимальный выигрыш, равный 2, — она проводит вечер в желательном месте с желаемым человеком.

Мужчина получает при этом меньший выигрыш, равный 1, — он находится в нежелательном месте с желаемым человеком. Если встреча произошла на футболе, то, наоборот, муж- чина получает выигрыш 2, а женщина — выигрыш 1.

Если мужчина провел вечер на футболе, а женщина в театре, то каждый из них получит небольшой выигрыш 0,5 — он и она провели вечер порознь, но в желательных для них местах. Если мужчина провел вечер в театре, а женщина — на футболе, то их выигрыши равны нулю, поскольку они провели вечер порознь и в нежелательных для них местах.

Матрица выигрышей данной игры, которую называют «Конфликт полов», имеет две строки и два столбца, поскольку каждый игрок может выбрать одну из  двух стратегий: «Театр» и «Футбол». Все элементы этой матрицы неотрицательны: в трех из четырех случаев каждый игрок получает какое-либо удовольствие от проведенного вечера, и лишь в одном случае выигрыши равны нулю (табл. 3.6).

Рассмотрим несолидарные стратегии поведения мужчины и женщины и их возможные последствия.

Во-первых, в данной игре не существует нерациональных стратегий игроков. Это значит, что ни один из возможных вариантов поведения мужчины и женщины не является априори невозможным.

Во-вторых, осторожной стратегией для женщины является стратегия «Театр»: даже если мужчина не придет в театр, она получит гарантированное удовлетворение от спектакля, равное 0,5 (максимин). Для мужчины осторожной стратегией является «Футбол», она также гарантирует ему выигрыш не меньше 0,5.

Таблица 3.6 – Игра «Конфликт полов»

 

Женщина Мужчина
Театр Футбол
Театр 2; 1 0,5; 0,5
Футбол 0; 0 1; 2

 

В-третьих, в данной игре имеются две равновесные точки. Равновесие (2; 1) отвечает ситуации, когда мужчина и женщина традиционно встречаются в театре. Если один из них переключится на отклоняющуюся стратегию, его выигрыш уменьшится.

При этом эффект отклонения (точнее, его модуль) у женщины будет больше, чем у мужчины (2 против 0,5), поскольку она «отклоняется» в сторону нежелательного футбола, а мужчина — в сторону желательного футбола.

Равновесие (1; 2) отвечает ситуации, когда мужчина и женщина традиционно встречаются на футболе. В этом случае эффект отклонения у женщины будет  меньше, чем  у мужчины (0,5 против 2), поскольку она «отклоняется» в сторону желательного театра, а мужчина — в сторону нежелательного театра.

В-четвертых, инновационное поведение игроков зависит от исходной точки равновесия. Если встречи традиционно происходят в театре, то выигрыш мужчины неизменно меньше, чем у женщины (1 против 2).

Для него выгоден переход в другую точку равновесия, где его выигрыш больше. Чтобы перейти в новую точку равновесия, он может переключиться на инновационное поведение, т. е. каждый вечер ходить не в театр, а на футбол. Такое поведение мужчины может побудить женщину также со временем изменить своей традиции и начать посещать футбол.

Но если институционализированные нормы поведения женщины не позволяют ей в данной ситуации изменить свою прежнюю равновесную стратегию, то цели инновационного поведения мужчины не будут достигнуты и он, скорее всего, снова начнет посещать театр. В случае, когда встречи традиционно происходят на футболе, выигрыш мужчины больше, чем у женщины (2 против 1).

Для женщины выгоден переход в другую точку равновесия, где ее выигрыш больше. Она может перейти на инновационное поведение, т. е. каждый вечер ходить не на футбол, а в театр. Если в результате мужчина также изменит свою исходную стратегию, то женщина добьется своей цели, в противном случае ей будет  выгодней вернуться  к посещению футбольных матчей.

В данной игре инновационные стратегии мужчины и женщины носят анта-

гонистический характер, что порождает некоторую нестабильность межчеловеческих взаимоотношений. Эта проблема может быть решена с помощью согласованного поведения игроков, которое  заключается в чередовании равновесных точек   и соответствующих стратегий игроков.

Так, мужчина и женщина могут договориться, что по четным дням они посещают театр, а по нечетным — футбол. Тогда суммарные выигрыши игроков за любой период времени будут приблизительно одинаковыми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)