Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей в России

Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы.

Еще в 1916 г. А.Ф. Лазурский отмечал, что сама идея отбора человека – не гуманная, главное – обеспечить развитие человека в труде. И.И. Рихтер писал, что задача профотбора должна решаться в контексте комплекса организационных задач, где само производство – не стабильная, а развивающаяся (меняющаяся) система. В “Обязательных постановлениях… по предупреждению несчастных случаев… на фабриках и заводах Московской губернии” (1896) акцент делается на явных противопоказаниях к труду.

Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека.

Впервые специальные медицинские освидетельствования в России (применительно к воздухоплаванию) 1847 г. В 1895 г. поднимается вопрос об испытаниях персонала, работающего с паровыми машинами (В.А. Рождественский).

В 1909 г. Н. Мельников предлагает следующие процедуры испытаний работников железных дорог:

  • ответы на вопросы (оцениваются в баллах);
  • оценка не по словам, а по делам (по результатам труда).

Использовались также и статистические способы оценки (с претензией на “объективность”), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе “предположения” об их важности для работы.

Идеи подбора – “приискания” – работы, профессии для человека.

Уже в начале ХХ столетия некоторые авторы считали, что идея подбора более гуманна, чем идея селекции людей по принципу “профпригодности”. Еще народники (Н.В. Левицкий и др.) пропагандировали “артели” именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит “…развитие чувства собственного достоинства”. В России вплоть до 1917 г. сохранялась жесткая традиция наследования “семейной профессии”, что сильно ограничивало людей в выборе профессий.

При этом проблемы помощи людям в поисках работы решались по трем направлениям:

  • государственные службы “приискания труда” (типа “бирж труда”);
  • помощь молодежи в выборе профессионального учебного заведения (интересно, что еще в работе 1900 г. “Кающийся энциклопедист” выделяются четыре варианты выбора профессии: соответственно семейной традиции; случайно; по призванию; по расчету);
  • развитие идеи “призвания” как следования гражданскому долгу, т.е. служения высшим идеалам и т.п. (А.В. Мастрюков, П.П. Блонский).

Первые “Городские посреднические бюро”, где бесплатно давались “указания работы” возникли в конце ХIХ в. (в Москве в 1897 г.). В первую мировую войну “биржи труда” получают государственный статус (статус государственных учреждений). В России с 80-х гг. ХIХ в. систематически выпускались справочники по профессиональным учебным заведениям (“Адрес-календарь”, “Студенческий альманах” и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)