Идеи непрерывного и опережающего образования

Сформулируем первый важный для нас вопрос: каким должно быть образование, “быстрым” или “длительным”? С одной стороны, реально можно быстро освоить многие массовые профессии на уровне стабильного выполнения того, “что требует начальство”. Но, с другой стороны, многие психологи труда отмечают, что профессиональное развитие продолжается до пенсии. Как отмечает В.С. Олейников, главная задача профессиональных учебных заведений состоит “…не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации…”.

Суть “непрерывного образования” – постоянное развитие профессионала, соответствующее развивающемуся современному производству.

Но, как пишет Г.Л. Ильин, “много ли проку в непрерывном образовании, если образованием потерян образец, представление о том, что такое образованный человек, если отсутствует смыслообразующий элемент системы образования?”. Отсюда проблема цели образования (тем более непрерывного образования) все больше упирается в другую проблему – проблему поиска “образа” достойного профессионала и гражданина. Но еще Э. Фромм говорил о том, что “ХХ век блистает отсутствием… образа достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть”. Быть может, само образование (преподаватели и студенты) должны все свои усилия прилагать для поиска этих достойных образцов, а не просто стремиться к образцам, кем-то уже предложенным?..

Сейчас говорят уже не только о “непрерывном профессиональном образовании”, но и об “опережающем образовании” (Новиков, Зуев, 1996). В частности П.Н. Новиков и В.М. Зуев, сравнивая непрерывное и опережающее образование, пишут: “Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что опережающее образование в практикуемом его понимании не есть и не должно быть альтернативой непрерывному образованию (образованию “через всю жизнь”). Опережающее образование определяет необходимость прежде всего формирования и постоянного прироста знаний фундаментального характера – в виде устойчивого их ядра (знания “на всю жизнь”) на каждом из уровней базового образования…”.

Таким образом, суть опережающего образования – не только в том, чтобы ориентироваться на развивающееся производство, и даже не в том, чтобы способствовать развитию производства (подтягиванию его до уровня специалистов), но главное (в психологическом смысле) – ориентироваться на предполагаемую перспективу. При этом важнейшей задачей становится умелое прогнозирование развития производства и самого общества, а значит, постоянное размышление об этом. Именно это и составляет суть полноценного профессионала – уметь видеть себя (и свою деятельность) в контексте более глобальных общественных процессов.

Именно такая готовность профессионала соотносить себя с культурно-историческими процессами выводит его на совершенно иной уровень развития своего достоинства в труде. Противоположностью такой готовности является ориентация на “блага” и “обывательские радости”, получаемые работником взамен своего труда. В итоге любому человеку дано право выбирать тот или иной вариант реализации своего представления о достоинстве в труде.

Суть любой школы, в том числе и профессиональной, состоит не только в том, чтобы готовить учащегося к “адаптации” к существующим социально-экономическим системам, но и в том, чтобы ориентировать их на деятельность в более совершенных системах, иначе не будет развития ни производства, ни общества в целом. “Школа должна вести за собой общество, а не наоборот…”, – сказал еще в феврале 1993 г. В.В. Давыдов на заседании Президиума РАО, где как раз обсуждался проект Концепции профессионального самоопределения молодежи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)