Идеи политехнического образования

С самого начала можно обозначить проблему (точнее – конкретизировать глобальную проблему профессионального образования, сформулированную в предыдущем разделе). Эта проблема выражается в вопросе: какого специалиста надо готовить – узкопрофильного (мастера своего конкретного дела) или широкопрофильного (ориентирующегося хотя бы в смежных отраслях производства)?.. Еще К. Маркс говорил, что природа крупной промышленности требует постоянной перемены рабочего места (примерно раз в 5 лет), постоянного движения рабочих функций, и для К. Маркса это было принципиальное положение. Сама гармоничная личность (“гармонично развитый индивидуум” – по К. Марксу) выводилась из идеи разностороннего труда. “Гармонично развитый индивидуум” (по К. Марксу) противопоставлялся узкому специалисту, которого К. Маркс называл в разных своих работах то “профессиональным кретином”, то “профессиональным идиотом”.

Во-первых, такой узкий специалист не способен ориентироваться во все более и более развивающемся и усложняющемся производстве, и во-вторых, узкий специалист, ограниченный рамками только своей деятельности, обычно плохо разбирается в общественных процессах, а потому легко становится объектом различных манипуляций в периоды всевозможных голосований и референдумов, когда затрагиваются его (работника) коренные интересы. Но часто такой ограниченный специалист голосует, ничего не понимая. Знаменитое ленинское – “у нас каждая кухарка должна уметь управлять государством” – конечно же, не означало, что кухарки непосредственно будут руководить сложными общественными и производственными системами.

В.И. Ленин, долгое время живший за границей, прекрасно понимал, что управлять страной должны образованные люди, поэтому-то первое правительство советской республики считалось одним из самых образованных в тогдашнем мире. Говоря о том, что “кухарка должна уметь управлять государством”, Ленин имел в виду то, что даже кухарка понимает, что происходит в обществе, поэтому такой кухаркой трудно манипулировать, трудно обманывать и обворовывать ее. К сожалению, все это так и осталось пустыми декларациями. И тогда возникает вопрос: быть может и не стоит стремиться к такой гармоничности работника, ведь все равно это недостижимый идеал?

В 20-30-х гг. в России проходила острая дискуссия об организации профессионального образования. Пытаясь реализовать идеи К. Маркса и В.И. Ленина о политехническом (гармоничном) образовании, Н.К. Крупская спорила с А.К. Гастевым: “Он стал тренировку по своему методу противопоставлять политехническому образованию рабочих…”. Заметим, что еще В.И. Ленин отмечал, что рабочие обязательно должны иметь к своей профессии “добавление образовательного и политехнического минимума”, само развитие профессионального образования должно осуществляться с “переходом в политехническое”.

Сущность политехнического подхода выражается в рассуждениях Н.К. Крупской о политехнизме в профориентации: “Политехническая школа даст подход к правильной профориентации… Вот взять завод. И изучать все профессии в целом. Потом взять совхоз, изучать профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе – смежные профессии других производств. Из какой профессии, в какую легче переключиться”.

В другой своей работе Н.К. Крупская, сравнивая советскую и зарубежную психотехнику, пишет: “В Стране Советов, наоборот, нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда”.

Интересно, что еще в 20-е гг. первый нарком просвещения А.В. Луначарский, также отстаивая идеи свободы в образовании, был против всеобщей воинской повинности, т.к. в армии “под видом “патриотического долга” людей превращают в манекенов, выдрессировывают, и такой выдрессированный человек не только в течение своей солдатской жизни оказывается в распоряжении армии, но и после нее носит в душе эту покорность, эту способность оказаться загипнотизированным командой”. Примечательно, что поначалу в Советской России служба в армии была, действительно, лишь почетной обязанностью, но потом все резко изменилось (если не сказать – извратилось).

В конце 20-х – начале 30-х гг. в России надолго восторжествовала идея узкой специализации в профессиональном образовании. Тоталитарной стране, где идеи свободного труда оказались извращенными, нужны были “работники-исполнители” (работники-роботы), мало задумывающиеся о непростых процессах, происходящих в обществе. Последствия этого мы испытываем и сейчас (известная позиция “пофигизма”, выраженная в словах: “Я политикой не интересуюсь”, т.е. “Я – хороший и правильный”…). Между тем, даже историки отмечают, что “самым “гениальным” преступлением Сталина было сведение отечественной интеллигенции к узким специалистам”, когда “наспех подготовленные “выдвиженцы” вытеснили старую интеллигенцию с ее ориентацией на общечеловеческие ценности, когда “вновь создаваемые узкие специалисты, эти “решающие все кадры”, как правило, знали только то, что им было предписано знать”.

Основное сомнение по поводу реальности политехнического (гармоничного универсального) образования сводится к тому, что “нельзя объять необъятное”. Поэтому лучше “хорошо знать что-то одно” (например, свою профессию, а еще лучше свою специальность или даже конкретную работу на своем месте), чем “разбрасываться” на разные виды деятельности и все выполнять на невысоком профессиональном уровне.

Можно привести следующие аргументы в пользу правомерности политехнического образования:

  • В условиях современного производства узкий специалист просто не успевает за процессами изменения и развития этого производства.

Чтобы оставаться “конкурентоспособным”, ему часто приходится постоянно повышать свою квалификацию и даже осваивать новые, хотя бы смежные специальности.

  • Во многих западных фирмах акцент постепенно переносится на подготовку широкопрофильного специалиста, способного быстро меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и соответствующего изменения самого характера работы.

Например, Э.Ф. Зеер, анализируя ситуацию на западногерманских фирмах, пишет о том, что важной становится подготовка новых работников, “способных адаптироваться к динамичному производству, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающих способностями, необходимыми для широкого круга профессий”. Основой таких способностей становится выделенная Д. Мартенсом “ключевая квалификация”, включающая набор качеств, которые эксплуатируются в разных профессиях.

  • Известно, что наиболее сложным оказывается освоение первой профессии, но если человек осваивает вторую (третью и т.д.) профессии, то делает он это уже на определенной базе знаний и опыта.

Например, при получении второго образования какие-то курсы, прослушанные еще в ходе освоения первой профессии, часто даже засчитываются при сдаче экзаменов и зачетов в новом учебном заведении. И это относится не только к “базовым” курсам, ведь многие учебные программы включают похожие наборы учебных дисциплин.

  • Наконец, известно, что качественное образование – это, прежде всего, универсальное, т.е. разностороннее образование. Недаром, университет – это место, где дается именно такое – “универсальное” образование.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)