Идеалистическая концепция понимания права

Формирование теологической концепции понимания права послужило основой для разработки нового подхода к раскрытию природы происхождения права и его предназначения.

В период развития греческой философии пристальное внимание античных мыслителей акцентируется на освещении роли человеческого разума в восприятии правителем воли Бога и создании «естественного» закона.

В этой связи активному осмыслению подлежал вопрос о бытии в контексте соотношения материи и сознания. Поиск ответа на данный вопрос обусловил разработку идеалистического направления в философском мировоззрении.

Существенную роль в становлении идеалистической концепции понимания права сыграл известный древнегреческий мыслитель Платон (427-347 гг. до н. э.), который в своих работах «Государство» и «Законы» писал, что первичным следует признать сознание, порождающее материю. «Истинное бытие» составляют «умопостигаемые» и «бестелесные» идеи.

Предназначение права состоит в максимальном воплощении в «земной общественно-политической жизни» идей, дарованных мирозданием. Социальная ценность права заключается в установлении справедливости. Признаком «идеального» государства выступает создание «справедливых» законов.

В период Средневековья ввиду усиления роли церкви и религиозного мировоззрения как государственной идеологии происходит обновление взглядов на соотношение материалистического и идеалистического в праве.

В работе голландского мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677) «Политический трактат» (1677) анализируется природа происхождения закона. Наметившийся в философской науке отход от идеи персонификации божественной воли в лице главы государства предопределил рассмотрение «естественных законов» не как идей, данных правителю в «божественном откровении», а как актов, принимаемых главой государства на основе «решений Бога», познанных и раскрытых «человеческим разумом».

Предназначение права состоит в даровании людям жизни в мире и безопасности. Поэтому социальная ценность права заключается в обеспечении жизни «по законам разума». В период перехода от ограниченной к абсолютной власти главы государства в философской мысли анализу подлежал характер правотворческой деятельности монарха. В этой связи в учении голландского мыслителя, правоведа Гуго Гроция (1583-1645), в частности в работе «О праве войны и мира.

Интересно
Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625), естественное право «в собственном смысле» рассматривается как «предписание здравого разума». Источником права выступает «разумная природа человека» как социального существа.

Право в широком смысле следует рассматривать как «формы волеустановленного права». Значительной вехой в раскрытии природы права становится учение родоначальника классической философии немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724-1804). В своих работах «Метафизические начала учения о праве» и «Критика практического разума» И. Кант основное внимание уделял ценности человеческого разума и соотношению воли и чувств. В качестве специфики сознания человека рассматривается наличие свободой воли.

Предназначение права заключается в регулировании внешней формы поведения людей, выражаемых вовне человеческих поступков. Истинное призвание права состоит в том, чтобы надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида.

Осуществление права предполагает установление признака общеобязательности через наделение его принудительной силой. Особое значение в раскрытии идеалистической концепции понимания права имели труды немецкого ученого Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Раскрывая основные подходы к природе происхождения права Г. Гегель в работе «Философия права» (1820) указывал, что понятие права следует употреблять в трех значениях:

  • «идея права», или право как свобода;
  • «особое право», или право как определенная степень и форма свободы;
  • «позитивное право», или право как закон.

Идеалистический подход к пониманию права позволил Г. Гегелю утверждать, что право возникает на ступени «объективного духа», где все процессы развития определяются главенствующей идеей свободы, т. е. диалектикой свободной воли. «Особое право» выступает «основанием и истиной», действует как определенная степень и форма свободы на стадии осуществления права, т. е. перехода от абстрактных прав к конкретным его формам, а предоставляемые индивидам дозволения, устанавливаемые запреты и налагаемые обязанности подлежат иерархии.

К числу «особых прав» Г. Гегель относит право государства, право общества, право личности. В международных отношениях главенствующая роль отводится «всеобщему мировому духу», который обладает высшей властью над «духом отдельных народов». «Позитивное право» или положительное право в форме закона «определяется для сознания мыслью». Позитивное право оказывает положительное влияние на внутренние и внешние процессы в обществе, т. к. придает им состояние упорядоченности и стабильности.

Из вышесказанного следует, что в основу идеалистической концепции понимания права положено разграничение в философском мировоззрении двух направлений – идеализма и материализма.

Идеалистическое направление в философии, отстаивавшее первичность сознания в отношении процессов, определяющих бытие, предусматривает раскрытие природы происхождения права в контексте признания:

  • приоритетной роли разума человека;
  • главенства свободной воли человеческого разума в процессе постижения «идеи права»;
  • реализации права как степени и формы свободы разума человека;
  • возведения идеи права в закон как «позитивного права».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)