Характеристика звуков по источнику их происхождения

Производя анализ звучаний акустической среды человека, целесообразно разделить звуки в первую очередь на натуральные и искусственные.

В этом случае к натуральным следует отнести все естественно существующие в окружении человека звуки как биологического происхождения, так и небиологической природы. Это звуки, которые возникают при жизнедеятельности человека или функционировании созданных им технических устройств.

К искусственным звукам мы относим специально сформированные человеком сигналы. Они представляют собой результат направленного синтеза звуков заданной структуры, как правило, не связанных с действием естественных источников звучания, в отличие от побочного результата функционирования каких-либо технических устройств.

Надо сказать, что вводимое нами понятие «натурального звука» отличается от используемого многими авторами представления. В большинстве работ термин «натуральный» обычно употребляется с целью подчеркнуть, что применяемые в исследовании звуки относятся к звукам естественного окружения человека.

Натуральными в этом смысле являются и синтезированные сигналы, которые получили широкое распространение в практической деятельности человека. Отношение к предметному содержанию этих звуков для определения степени их «натуральности» при этом не рассматривается, хотя из ряда работ прямо следует возможность такого анализа, что мы и покажем в следующей главе.

Среди натуральных звуков биологического происхождения следует разделять биоакустические сигналы человека и биоакустические сигналы животных. Эти сигналы формируются, как правило, специальными органами звукопорождения. В большинстве своем биоакустические сигналы человека и животных выполняют коммуникативную функцию.

Кроме того, у эхолоцирующих животных наблюдается специальное использование звуковых сигналов для ориентации в пространстве. Эти звучания относятся ультразвуковому диапазону частот и недоступны человеческом слуху. Однако человек может услышать многие сигналы, относящиеся к коммуникативным звукам животных.

К натуральным звукам небиологического происхождения относятся всякого рода природные шумы (шум ветра, во- ды и т. п.), шумы, возникающие вследствие взаимодействия человека и животных с окружающей средой, а также технические шумы.

Подчеркиваем, что звуки, производимые искусственно созданными человеком устройствами, мы относим к натуральным, если только pa- бота этих устройств не направлена специально на формирование акустических сигналов.

Особо следует рассмотреть класс музыкальных звуков. Эти звуки исходно являются натуральными, поскольку музыкант обычно использует  естественные  источники  звучания. В то же время некоторые из музыкальных сигналов могут быть отнесены к искусственным звукам, например звучание электромузыкальных инструментов.

Натуральные музыкальные звуки могут быть как биологической, так и небиологической природы. К первой группе относится вокальная музыка. Музыкальными сигналами небиологического происхождения являются звучания большинства музыкальных инструментов.

Отдельно можно выделить так называемую конкретную или экспериментальную музыку, в которой звучания музыкальных инструментов сочетаются с различными природными звуками. Ясно, что характеристики образа восприятия звуков такой музыки будут определяться целым рядом признаков, не свойственных музыке в традиционном понимании.

Здесь необходимо уточнить, почему музыкальные звуки мы относим к натуральным, хотя они и являются результатом целенаправленной деятельности человека по созданию звучании. А. Моль в работе «Искусство и ЭВМ»  утверждает, что музыка как таковая в природе не существует.

По его представлению всякая музыка является синтетической, т.е. входит в состав искусственно построенной звуковой среды. При этом процесс сочинения музыки сводится к составлению некоторой комбинации из элементов заданного набора символов. Действительно, в этом смысле музыка является продуктом особой человеческой деятельности.

Однако в нашем исследовании важны не характеристики восприятия музыки как явления культуры, а особенности восприятия музыкальных звучаний. Именно этот момент является основанием для отнесения их к натуральным звукам, характеризующим собой звучания музыкальных инструментов.

Музыка, возникшая в процессе всего развития культуры, связана с постоянным отбором человеком звукового материала из окружающей его звуковой среды. Таким образом, музы- кант использует набор естественных звуков, формируя из них особую последовательность для оказания определенного музыкального воздействия на слушателя.

Примечательно в связи с этим высказывание А. Моля, приведенное в уже упомянутой работе. «Традиционная музы- ка прекрасно использует инвентаризованные и расклассифи- цированные звуки. Любой музыкант хорошо их знает и легко вызывает в своем воображении. В принципе ему не обязательно даже слышать музыку, которую он сочиняет.

Иначе обстоит дело в экспериментальной музыке. Здесь композитор пользуется звуками новыми, неслыханными в прямом смысле этого слова. Он не только должен располагать звукотекой, но и вы- работать систему обозначений для описания звуков, типологию, которая расставит какие-то вехи в бескрайнем мире звуков.

Классификация нужна не только для отыскания звукового объекта в архиве; она нужна и непосредственно композитору, который не сможет без нее найти этот объект в собственной памяти, не сможет  вызвать  его  в  воображении». Иначе говоря, незнакомые звуки, не имеющие четкого предметного содержания, должны быть искусственно «опредмечены» для того, чтобы с ними можно было потом обращаться как с известными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)