Характеристика научного исследования

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом — структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования:

  • бюджетные;
  • хоздоговорные;
  • нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ.

Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам.

Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению:

  • на фундаментальные;
  • прикладные;
  • поисковые;
  • разработки.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны следующие понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о внутреннем взаимодействии планетарных систем.

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на:

  • долгосрочные;
  • краткосрочные;
  • экспресс-исследования.

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема — это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • релевантности, т. е. относимости к фактам, на которые она опирается;
  • проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
  • совместимости с существующим научным знанием;
  • обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов,
    следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
  • простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза — это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза — это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория — это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

  • исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т. д.);
  • идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
  • логику теории — совокупность определенных правил и способов доказывания;
  • философские установки и социальные ценности;
  • совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие — это мысль, отражающая существенные признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория — общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.

Научный термин — это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Принцип — это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.

Аксиома — это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения.

Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон — это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям.

Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия — всеобщие,общие и частные.

Закономерность — это:

  • совокупность действия многих законов;
  • система существенных, общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

Положение — научное утверждение, сформулированная мысль.

Учение — совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Идея — это:

  • новое интуитивное объяснение события или явления;
  • определяющее стержневое положение в теории.

Концепция — это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями).

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств).

В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)