Характеристика качества «спокойствие» и его развитие у детей и молодежи

В современной педагогической деятельности широко используется концепция О.С. Газмана «Педагогическая поддержка ребенка в образовании», суть которой сформулирована в определении понятия «педагогическая поддержка» как процесса совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности».

Педагогическая помощь и поддержка требуется ребенку, когда он, с одной стороны, не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с другой стороны, когда он понимает наличие угрозы и препятствий для себя, но не в состоянии с ними справиться и просит помощи. В этом состоянии у него актуализируется потребность в безопасности (А. Маслоу), необходимости достижения эмоциональной устойчивости.

Стрессовые ситуации как следствие незащищенности разрушают личность, стремящуюся в своем развитии к духовному самосовершенствованию. Таким образом, достижение устойчивости, защищенности становится глобальной проблемой человека. Особенно это актуально в период его интенсивного развития – детские годы. Ребенку необходимо помочь освоить способы самозащиты, что является одной из задач деятельности педагога, осуществляющего педагогическую помощь и поддержку воспитанника.

Анализ литературы показал, что проблема эмоциональной устойчивости, стабильности, спокойствия рассматривались в религиозной, эзотерической, философской, психологической, педагогической литературе и исследованиях.

Р. Декарт в XVII веке пишет, что для развития и совершенствования человека необходимо защищать и укреплять в себе покой и волю. О необходимости поддержания в себе спокойствия в процессе развития упоминают в своих трудах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. П.А. Флоренский в своей работе «Органопроекция» сравнивая человеческое тело с домом, пишет о необходимости поддержания как в доме, так и внутри себя гармонии, внутреннего покоя, дающего возможность человеку жить творчески, самосовершенствоваться.

М.К. Мамардашвили в своих лекциях о картезианстве, высказал мысль о том, что человеку необходимо научиться защитить свой покой и волю. Тогда покой и воля в субъективной реальности человека становятся ядром его внутренней устойчивости, тем «внутренним уютом» в теле человека. Именно внутренняя устойчивость помогает человеку справиться с жизненными проблемами, тревогами, страхами. Поэтому так важно развивать ее в себе каждому, совершенствовать.

В психологической науке устойчивость получила развитие в исследованиях: Л.В. Митиной (эмоциональная устойчивость), В.Э. Чудновского (нравственная устойчивость), Л. И. Божович (устойчивость форм поведения), К.М. Гуревич (устойчивость в напряженных условиях), М.М. Баландин, В.П. Крупник, Е.Н. Лебедевой (психологическая устойчивость личности в возрастные периоды), Ф.В. Бассина (устойчивость как психологическая защищенность), Д.Н. Узнадзе (психологическая устойчивость во взаимосвязи с фиксированными смысловыми установками, которые несут в себе ведущее отношение личности к действительности – относительная устойчивость поведения личности), А.Г.

Асмолова (установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое единство), И.А. Зимней (профессионально – личностная устойчивость как создание реальных предпосылок для самореализации современного педагога, его творческих способностей, и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек-человек»). Польский ученый М. Тышкова, а также В.В. Рубцов рассматривали проблему устойчивости личности к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Идеи К.А. Абульхановой-Славской о том, что активность всегда стремится к снятию личностной неопределенности, к независимости, подтолкнули к развитию идеи психологической защищенности и устойчивости личности. Весь спектр научных изысканий по данной проблеме обеспечил возможности для развития проблемы психологической устойчивости (спокойствия) в педагогическом исследовании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)