Хабермас как современный общественный теоретик

Хабермас все отчетливее представал как один из важнейших и самых интересных общественных мыслителей современности. Это обусловлено прежде всего выходом в 1981 г. его монументального труда «Теория коммуникативных действий», состоящего из двух толстых томов примерно на 1200 страниц вместе. Но его значение объясняется и прочими его обширными трудами, написанными и до, и после выхода этой книги.

Еще в 1969 г., когда Хабермасу только что исполнилось сорок лет, один коллега писал о нем:
В возрасте, когда большинство его коллег при помощи тяжелого труда только еще освоились в одной области этой теоретической сферы, Хабермас овладел ею целиком, и в глубину, и в ширину. Он не обходит ни одного участка этой сферы, не бежит ни от каких трудностей, и в его заключениях вовсе нет небрежных формулировок.

Опровергает ли он Поппера, исследует ли прагматизм Чарльза Пирса, занимается ли настойчивым изучением средневековых предшественников метафизики Шеллинга или проводит марксистскую социологию в современность — всегда у него присутствует потрясающее владение источниками в соединении с вызывающим зависть талантом разъяснять сложные логические соотношения. Кажется, у него врожденная способность переваривать самые сложные рассуждения, чтобы затем сформулировать их в упорядоченное целое.

Это описание показывает типичный для Хабермаса метод работы. Долгое время он занимался тщательной работой, как он сам говорил, по реконструкции общественной теории. «Теория коммуникативных действий» (далее ТКД) представляет самую пока что честолюбивую попытку создания общественной теории, основанную на длительном чтении и критическом обсуждении практически всех важнейших теоретиков и теоретических традиций с самого возникновения современных теорий общества.

Поэтому многое в ранних и последующих произведениях Хабермаса можно считать подготовительной работой и комментариями к ТКД. Хотя, разумеется, это не было очевидно в шестидесятые годы, когда вышли, например, такие книги, как.

«Структурное изменение общественности», «Познание и интерес» или «Техника и наука как „идеология“, теперь они представляются звеном тщательной новаторской работы, вылившейся в собственную теорию Хабермаса о коммуникативном поведении .

Поэтому в посвященной Хабермасу главе речь в основном пойдет об этой теории, хотя вкратце рассматриваются и некоторые из его более ранних или поздних работ, поскольку они, как уже указывалось, являются важным источником понимания его общественно-теоретического проекта.

Характерным для Хабермаса является то, что в своей работе он постоянно и настойчиво спорит с представителями других теорий и направлений. Поэтому, чтобы проследить за ходом era мысли, нужно иметь некоторое представление о тех теориях и традициях, которые он обсуждает. Метод Хабермаса — все время развивать свою собственную точку зрения в ее сравнении с чужими — хороший пример применения его теории.

Ее основу составляют возможности рациональной беседы, как в качестве теории о взаимном обмене мнениями между индивидами, так и в качестве пока неосуществленного демократического потенциала в современном обществе. В своей работе Хабермас приводит несколько примеров того, как может вестись такая рациональная беседа.

Эту беседу он ведет в основном с представителями современной науки об обществе и философии, но к числу его собеседников относятся и мыслители прошлого, от Аристотеля до классиков современной теории общества Маркса, Дюрк- гейма, Вебера, Мида, Парсонса и др. Поэтому практически невозможно ограничить Хабермаса какой-нибудь отдельной традицией.

Наоборот, его самая характерная черта — то, что он ссылается на теорию общества вообще. Как сам он говорит, «такие категории как «буржуазная наука» никогда не были для него важны. В науке существуют только ценные и менее ценные теории».

Несмотря на это, Хабермас все же наиболее известен благодаря примыканию его к «критической теории», то есть той традиции, которая возникла во Франкфурте при Институте социальных исследований.

Ранние представители критической теории (Хоркхеймер, Адорно, Маркузе и др.) тоже играют важную роль для Хабермаса, и как вдохновители, и как объект его критики. В качестве исходной точки Хабермас использовал прежде всего анализ Хоркхеймером и Адорно развития западного разума в их совместно изданном труде «Диалектика просвещения».

При этом он также завязал оживленные дебаты с постмодернистами, которые так же, как Хоркхеймер и Адорно, видят в западном разуме причину, способствующую все большему овеществлению и застылости современного общества. По их мнению, овладение при помощи разума вещами превратилось в овладение людьми, и овладение внешней природой ведет к подавлению внутренней природы человека.

Ответ Хабермаса этим социологам и немецкому социологу Максу Веберу состоит в том, что они видели только один тип разума в общественном развитии, а именно инструментальный разумг направленный на поиск наиболее эффективных средств для достижения определенных целей. Наряду с этим Хабермас выделяет еще другой, более фундаментальный тип разума, который он называет коммуникативным разумом.

Он строится на взаимопонимании и направлен на него, и Хабермас считает, что- такая коммуникативная рациональность существенна для развития современного общества. Вокруг этих коммуникативных процессов и строится его теория коммуникативного поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)