Гуманистическое направление

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 1950х гг. гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе.

Интересно
Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология – описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.

Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена – именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии.

Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робота или лабораторную крысу.

Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.

Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой поведения и его целью является самоактуализация, считающаяся «гуманоидной потребностью», биологически присущей человеку как виду.

Гуманистическое направление в психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности человеческой личности. Этого можно достичь путем переживания, осознания, принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким должен быть этот путь, за счет чего пациент в ходе психотерапии может получить новый, уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей данного направления различаются. Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода: философский, соматический, духовный.

К корпусу гуманистических психологов практиков относится А. Маслоу, прошедший путь от экзистенциальной позиции до создания трансперсональной психологии. Его имя связано с анализом «пиковых» (метамотивационных, трансперсональных) переживаний и холистическим подходом, которые в противоположность атомистическому послужили назвать его трансперсональным психологом. Но, учитывая влияние на его профессиональное становление гештальтпсихологии, психоанализа, бихевиоризма, нейрофизиологии и антропологии, он протестовал против любого названия своей психологии.

А. Маслоу считал себя независимым от любой школы и, подобно р. Мэю, не называл себя психотерапевтом, но консультантом, признавая, что ненавидит слова «терапия», «психотерапевт», «пациент» и медицинскую модель. Он настаивал на том, чтобы психотерапевт действовал по модели архетипического «старшего брата» или «даосского помощника», не пытаясь принуждать следовать какому-либо образцу, не вмешиваясь в выбор клиента, но умело и незаметно регулируя его рост.

А. Маслоу, полагая, что основная причина психологических проблем происходит из фрустрации потребностей, а невротических – из преград на пути к самоактуализации, наметил общие ориентации работы психотерапевта. Так, предложенная им теория потребностей и самоактуализации легла в основу практики. Он указывал, что современная психология слишком прагматична, и поэтому некоторые области человеческой деятельности, которыми ей следовало бы заинтересоваться, остаются без должного внимания.

Психологи так озабочены результатами, технологией, средствами, что почти ничего не могут сказать о красоте, психология почти ничего не может дать человеку, стремящемуся к познанию высшей истины, человеку, превыше всего ценящему радость самовыражения, будь то художник, писатель, аксиолог, теолог, гуманист.

Психология виновата в том, что ничего не предлагает человеку, который отчаянно жаждет познания естественных основ своей человечности, человеку, который нуждается в четкой и ясной системе ценностей. Критикуя теории инстинктов, рассматривающие с его позиций животную природу, он показал, что бытийные ценности или потребности самоактуализации входят в природу человека на правах инстинкта – человек инстинктивно выбирает истину вместо лжи, добро, а не зло, уникальность, а не стереотипность и пр.

А. Маслоу был также далек от абсолютизации самоактуализированных личностей («любая завершенность есть смерть») и отмечал в них несовершенства. Важным вкладом в психологическую практику явилось также его деление психотерапии на «внешнее научение» и «научение подлинное», опять же в соответствии с уровнем мотивационной сферы. Первое может предоставить временное умение, подсказать мысль и пр. («это как положить в карман ключи или монеты»), второе призвано помочь человеку стать тем, кем он способен стать.

Таким образом, основные принципы гуманистической психотерапии формулируются следующим образом:

  • признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта,
  • свободы воли,
  • спонтанности и творческих возможностей человека,
  • способности к росту.

Ключевыми понятиями в при этом являются: самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность. Рассмотрим поподробнее каждый из них в отдельности. Самоактуализация – процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. самоактуализация помогает человеку стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностью, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, лежащие ниже потребности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)