Групповые нормы и сила конформизма

Мы замечаем нормы поведения, только когда нам приходится идти против них. В каждой группе постоянное давление, направленное на соблюдение ее членами норм. Как правило, люди подчиняются групповым нормам.

Понятие подчинение тождественно конформизму.

Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные — мундиры, панки — яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.

Основными типами группового влияния являются:

  1. Информационное влияние — состоит в использовании потребителем информации, предоставляемой референтной группой;
  2. Нормативное влияние — состоит в побуждении потребителя следовать групповым нормам для получения прямого вознаграждения или избегания санкций;
  3. Идентификационное, или ценностно–экспрессивное влияние — возникает когда потребитель использует групповые нормы и ценности как руководство для своих собственных суждений и ценностей.

Исследования влияния группы на потребителя: 1950г. Соломон Аш — исследование эффектов давления группы на потребителя.

В типичном эксперименте семеро человек, посаженных за круглым столом, должны были оценивать длину линий. При этом лишь один из семи участников в эксперименте был реальным, т.е. наивным испытуемым, а остальные шестеро — помощники экспериментатора. В их задачу входило создавать групповое давление.

Испытуемым сообщалось, что исследование посвящено изучению зрительного восприятия, поэтому им предлагалось сравнить длину линии на картинке с длиной других линий. Аша интересовали действия индивида, в случае, если шестеро его помощников дадут один и тот же неправильный ответ, скажет ли наивный испытуемый то, что видит на самом деле или же поддаться единодушному мнению группы?

В одной трети случаев наивный испытуемый подчинялся давлению группы и давал заведомо неправильный ответ. Три четверти поступали так хотя бы единожды, и только 25% придерживалась своих оценок на всем течении эксперимента. НО если хотя бы один поддерживал мнение испытуемого, то тенденция к подчинению групповому давлению значительно ослабевала до 5-10%.

Интересно
Эксперимент Ричарда Кратчфилда — пятеро испытуемых размещены перед дисплеем за перегородкой, отделяющей их друг от друга. Общаться друг с другом не разрешалось — единственный способ подать сигнал прочим участникам — нажать кнопку, в результате чего загорался индикатор на дисплее всех остальных. Каждый должен был выразить согласие или несогласие с утверждением. Причем дисплей одного фиксирует ответы других. Кратчфилд периодически контролировал ситуацию, периодически подавая на дисплей каждого участника ложную информацию относительно ответов остальных четырех.

Таким образом, каждый периодически сталкивался с единодушным неправильным мнением группы. В тех случаях, когда сложность была аналогичной эксперименту Аша, результаты были аналогичны — одна треть поддавалась мнению группы. Но когда задания усложнялись, убеждению со стороны группы поддавались до 80%. И получилось — средний возраст американцев — 65 лет, средняя продолжительность жизни — 25 лет.

Эксперимент Стенли Милгрема — испытуемым говорилось, что они принимают участие в эксперименте посвященному научению, в котором они должны выполнять роль учителя, в то время как другой участник (помощник) — роль ученика.

Ученик должен запомнить список, состоящий из набора бессмысленных слогов, а учитель помочь ему их правильно запомнить, подавая электрический разряд, всякий раз, когда он допускал ошибку. Чем больше ошибок, тем больше сила разряда — до 450В.

В действительности разрядов не было, хотя испытуемые думали иначе, все инсценировалось. На вопрос, сколько испытуемых дошли бы до отметки — 450В большинство отвечали — 1%.

Между тем их число равнялось — 65%. Только треть выражала открытое неповиновение авторитету экспериментатору, отказываясь его продолжения. Наиболее важный фактор в этом эксперименте — степень персональной ответственности. В одном из вариантов этого эксперимента испытуемый должен был прижимать руку ученика к электродной пластине. В этих условиях менее трети испытуемых соглашались продолжить эксперимент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)