Групповые нормы и сила конформизма
Мы замечаем нормы поведения, только когда нам приходится идти против них. В каждой группе постоянное давление, направленное на соблюдение ее членами норм. Как правило, люди подчиняются групповым нормам.
Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные — мундиры, панки — яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.
Основными типами группового влияния являются:
- Информационное влияние — состоит в использовании потребителем информации, предоставляемой референтной группой;
- Нормативное влияние — состоит в побуждении потребителя следовать групповым нормам для получения прямого вознаграждения или избегания санкций;
- Идентификационное, или ценностно–экспрессивное влияние — возникает когда потребитель использует групповые нормы и ценности как руководство для своих собственных суждений и ценностей.
Исследования влияния группы на потребителя: 1950г. Соломон Аш — исследование эффектов давления группы на потребителя.
В типичном эксперименте семеро человек, посаженных за круглым столом, должны были оценивать длину линий. При этом лишь один из семи участников в эксперименте был реальным, т.е. наивным испытуемым, а остальные шестеро — помощники экспериментатора. В их задачу входило создавать групповое давление.
Испытуемым сообщалось, что исследование посвящено изучению зрительного восприятия, поэтому им предлагалось сравнить длину линии на картинке с длиной других линий. Аша интересовали действия индивида, в случае, если шестеро его помощников дадут один и тот же неправильный ответ, скажет ли наивный испытуемый то, что видит на самом деле или же поддаться единодушному мнению группы?
В одной трети случаев наивный испытуемый подчинялся давлению группы и давал заведомо неправильный ответ. Три четверти поступали так хотя бы единожды, и только 25% придерживалась своих оценок на всем течении эксперимента. НО если хотя бы один поддерживал мнение испытуемого, то тенденция к подчинению групповому давлению значительно ослабевала до 5-10%.
Таким образом, каждый периодически сталкивался с единодушным неправильным мнением группы. В тех случаях, когда сложность была аналогичной эксперименту Аша, результаты были аналогичны — одна треть поддавалась мнению группы. Но когда задания усложнялись, убеждению со стороны группы поддавались до 80%. И получилось — средний возраст американцев — 65 лет, средняя продолжительность жизни — 25 лет.
Ученик должен запомнить список, состоящий из набора бессмысленных слогов, а учитель помочь ему их правильно запомнить, подавая электрический разряд, всякий раз, когда он допускал ошибку. Чем больше ошибок, тем больше сила разряда — до 450В.
Между тем их число равнялось — 65%. Только треть выражала открытое неповиновение авторитету экспериментатору, отказываясь его продолжения. Наиболее важный фактор в этом эксперименте — степень персональной ответственности. В одном из вариантов этого эксперимента испытуемый должен был прижимать руку ученика к электродной пластине. В этих условиях менее трети испытуемых соглашались продолжить эксперимент.
- Права потребителей и маркетинг
- Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес
- Рынок государственных учреждений
- Рынок промежуточных продавцов
- Участники принятия решений о закупках товаров промышленного назначения
- Сущность поведения потребителей
- Покупатели от имени организаций
- Особенности поведения потребителей в зависимости от принадлежности к полу
- Влияние цвета на поведение потребителей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу