Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес

Консьюмеризм — организованное движение населения, поддерживаемое государством, в защиту и за расширение прав потребителей.

Одной из целей консьюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников инфраструктуры бизнеса, в частности рекламных агентств. Поэтому консьюмеризм связан с ограничением влияния маркетеров на поведение потребителей.

Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:

  • группы, ориентированные на потребителей, озадаченные преимущественно ростом потребительского сознания и предоставляющие потребителям информацию для более обоснованного выбора. Это союзы и конфедерации потребителей.
  • государство, действующее посредством законодательства и регулирования.
  • бизнес, действующий посредством конкуренции и саморегулирования в интересах потребителей.

Потребительское движение появилось в конце 20-х годов XX века в США. В 1927 году вышла в свет книга С.Чейза и Ф. Дж. Шлинка «Что стоят ваши деньги», ставшая бестселлером. В 1928 году один из авторов стал создателем Первой экспертной организации «Исследования для потребителей», которая в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров и о результатах сообщала широкой общественности.

Интересно
В 1936 году из нее выделился Союз потребителей США, являющийся самой крупной организацией так называемого «старого» консьюмеризма. Вместе с другими организациями этого направления Союз потребителей США преследует цель — воспитания грамотного потребителя. Их главное внимание сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности.

В конце 60-х годов в США возник «новый» консьюмеризм, использующий методы политической борьбы, защиты общественных интересов. Входящие в это направление организации поддерживают кандидатов на выборах в Конгресс и местные органы власти, добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации и пикеты, бойкоты товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.

В послевоенные годы организации потребителей начали возникать в Европе: Великобритании, Франции, ФРГ, странах Скандинавии, в Японии и в ряде развивающихся стран.

С 1960 года движение потребителей приняло международный характер – была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге.

Потребительское движение сегодня — это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы. Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны «Руководящие принципы по защите интересов потребителя».

Соответствие изделия качеству (сертификация) определяется по требованиям к стандарту. Сегодня национальные организации по стандартизации входят в Международную организацию по стандартизации (ИСО).

В мае 1978 года в Женеве состоялось первое заседание Комитета ИСО по политике в области потребления (КОПОЛКО).

В 1979 году состоялся первый семинар ИСО по безопасности товаров широкого потребления (бытовые приборы, игрушки, лестницы, электроприборы и др.). В 1986 г. в Гетеборге (Швеция) КОПОЛКО провел семинар «Автомобиль и потребитель. Роль стандартов», где впервые были освещены проблемы безопасности автомобильного транспорта, охраны окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, вопросы качества автомобилей.

В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. В числе учредителей фонда: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Диалог-Банк, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей МВЭС России, Страховая акционерная компания «Энергогарант» и другие.

Главная задача Фонда — объединение финансового и интеллектуального потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия в практической работе по реализации Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», смежных с ним законодательных актов.

Для реализации стоящих перед фондом задач организованы и действуют 21 структура.

Некоммерческие организации:

  • Независимый центр экологической безопасности потребителей»,
  • Национальный экологический фонд,
  • «Независимый международный центр радиационной и биологической безопасности потребителей»,
  • Центр экспертизы сроков службы (годности) товаров и услуг, Костромской институт экономического и потребительского образования,
  • Университетский центр прикладной биотехнологии и безопасности пищевых продуктов животного происхождения,
  • «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий электрорадиотехнических изделий»,
  • «Независимый центр технической экспертизы и сертификации изделий автомобильного и тракторного машиностроения» и другие.

Планируется создание еще ряда независимых центров.

Интересно
В 1992г. возникла Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), как правопреемник Федерации обществ потребителей СССР, созданной в 1989 г. Организация начинала работу в условиях дефицита товаров, занималась проблемой упорядочения очередей, оказывала правовую помощь потребителям.

КонфОП объединяет в своих рядах 56 организаций, занимающихся защитой прав потребителей из более чем 30 регионов России, а также из Украины, Беларуси, Грузии, Армении, Казахстана и Туркменистана. Это крупнейшее в СНГ объединение организаций такого рода. В свою очередь КонфОП является членом Международной Организации Потребительских Союзов (Consumer International, CI), объединяющей более 200 потребительских организаций из более, чем 90 стран.

В марте 1991 г. в России был принят, а в 1993 г. дополнен закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» (на 100 лет позже, чем аналогичный закон в США — антитрастовский закон Шермана, 1890 г).

В 1992 г. был принят, а в 1995 г. изменен Закон РФ «О защите прав потребителей».

Закон регулирует отношения между потребителями и поставщиками товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах и их поставщиках, на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов и определяет механизм реализации этих прав потребителей. Государственный контроль за соблюдением законов и других правовых актов РФ в области защиты прав потребителей возлагается на федеральный антимонопольный орган — сегодня это ГАК (Гос. Антимонопольный комитет).

В июле 1995 г. вступил в действие закон РФ «О рекламе», разработанный ГАК.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)