Групповая упаковка и пакетирование

Групповой упаковке товаров отводится при этом немалая роль. Требования к ней постоянно возрастают. Такая упаковка должна нести необходимую информацию о товаре и его производителе, обеспечивать сохранность продукции при транспортировке и удобство манипулирования грузами.

Наиболее активно развиваются технологии групповой упаковки в тех отраслях отечественной экономики, где рост товаропроизводства имеет положительную динамику, а участники рынка располагают достаточными финансовыми средствами для приобретения упаковочного оборудования, соответствующего самым высоким мировым стандартам.

Прежде всего, это касается производителей алкогольной и безалкогольной продукции, пивоваренных заводов, большинства предприятий химической, целлюлозно-бумажной промышленности, а также компаний, специализирующихся на выпуске лакокрасочных, смазочных и строительных материалов, мебели.

Термином «групповая упаковка» определяют процесс формирования транспортной упаковки, предназначенной непосредственно для доставки груза по назначению.

Технологические особенности операции зависят от принадлежности продукта к той или иной группе товаров (продовольственной, промышленной, к товарам народного потребления), от вида индивидуальной упаковки (пакет, мешок, коробка), материала, из которого она изготовлена (стекло, полимерная пленка, гофрокартон, бумага), и наконец, от ее формы, конфигурации и геометрических размеров.

Производственная цепочка, включающая в себя технологическую стадию групповой упаковки, как правило, схематически строится следующим образом:

  • расфасовка, розлив или подача продукта с одновременным или предварительным формированием его индивидуальной упаковки;
  • этикетирование, маркировка и другая обработка индивидуальной упаковки;
  • транспортировка продукта до станции деления и формирования индивидуальных упаковок или единичных продуктов в группы (на данной стадии возможно также использование устройства для отсчета продукции);
  • формирование единичных продуктов в слой и их групповая упаковка (заворачивание в картон, обтягивание в термоусадочную пленку и т. д.);
  • укладка групповых упаковок на поддоны (паллеты) для последующей транспортировки.

Вид групповой упаковки зависит от типа индивидуальной упаковки продукта. Так, стеклянные и ПЭТ-бутылки, банки, предметы цилиндрической формы упаковываются в картонные короба (с перегородкой или без нее), лотки типа tray или заворачиваются в термоусадочную пленку (иногда используется вариант, когда термоусадочной пленкой обтягивают бутылки, сгруппированные на картонной подложке либо в лотке). Некоторые крупные производители пива, имеющие широкую номенклатуру сортов выпускаемого напитка, упаковывают часть своей продукции в возвратную тару – полиэтиленовые ящики.

Их дизайн в последнее время предусматривает определенное цветовое решение и соответствующую маркировку, становясь одним из элементов фирменного стиля той или иной марки.

В целом же большинство российских предприятий по производству безалкогольных и слабоалкогольных напитков неохотно работает с возвратной тарой: не у всех хватает средств на ее заказ и приобретение, кроме того, хранение такой «многоразовой» упаковки требует наличия дополнительных складских площадей.

Все более популярным видом групповой упаковки в нашей пищевой промышленности становятся картонные лотки типа tray с бортиками различной высоты и конфигурации, в которые упаковываются бутылки из стекла и ПЭТ, твердые пакеты с молочными продуктами и сыпучими веществами (для последних применяются в основном пакеты типа «кирпич», с плоским верхом и дном).

Оборачивание термоусадочной пленкой препятствует движению единичных продуктов внутри лотка, а наличие монохромной или цветной печати на картоне придает группе товаров привлекательный внешний вид.

Некоторые разновидности такой упаковки называются «витринными»: их размещают прямо в торговом зале, чтобы покупатель имел возможность при необходимости купить как единичный продукт, так и весь лоток.

В России, заметно повысился спрос на пивные напитки в специальной упаковке «для пикника» – небольшие лотки из гофрокартона, куда помещены три или шесть бутылок емкостью 0,33 л. Привыкнув к импортному продукту в подобной таре, потребитель желает получить точно такую же, но с отечественным содержимым.

Индивидуальные вакуумные упаковки с сыпучими продуктами весом от 100 г до 3 кг и выше, как правило, укладывают в картонные короба (с последующей обмоткой скотчем) либо оборачивают в полиэтиленовую усадочную пленку (с использованием гофроподложки), а полученные бандероли укладывают на паллеты. Пакеты типа «подушка» предварительно группируют в слой и оборачивают в пленку. Лишь затем такие слои укладывают в штабеля на поддоне.

Вследствие своей универсальности термоусадочная пленка является самым распространенным материалом для групповой упаковки единичных продуктов. Она обладает достаточной плотностью, сопротивляемостью на разрыв, при транспортировке хорошо защищает груз от влаги и загрязнений. Немаловажное значение имеет цена: пленка более доступна для большинства отечественных производителей, чем гофрокартон.

Большая часть оборудования для термоусадки рассчитана на работу с пленкой толщиной от 30 до 120 мкм. Все зависит от вида продукта и его веса: для упаковки ПЭТ, стекла, сыпучих веществ, пакетов с молочной продукцией обычно используют тонкую пленку (50-70 мкм). Группы более тяжелых предметов (например, жестяных банок весом от 1 кг) обтягиваются пленкой толщиной от 90 мкм и более.

Широкие возможности термоусадочной пленки позволяют использовать ее фактически во всех отраслях промышленности для создания транспортной и защитной упаковки продовольствия, мебели, химических полуфабрикатов и готовой продукции, предметов нестандартной и сложной конфигурации, товаров широкого потребления, строительных материалов. Применение пленки ограничено лишь в отношении тех продуктов, для которых критично даже кратковременное тепловое воздействие (для некоторых видов крупяных изделий).

Для упаковки грузов на паллетах в основном используется стрейч-пленка, изготавливаемая из линейного полиэтилена низкой плотности (LLDPE). Стрейч-пленка обладает способностью необратимо растягиваться с удлинением на 300% и по сравнению с обычными пленочными материалами характеризуется повышенной стойкостью к продавливанию, проколу или раздиру, а также липкостью слоев пленки по отношению друг к другу.

Именно эти свойства делают стрейч-пленку чрезвычайно перспективной для российского рынка. Способность пленки к обратимому растяжению и высокое стягивающее усилие надежно скрепляет груз на паллете, а стойкость к проколу и раздиру защищают его от повреждения и загрязнений.

Благодаря «прилипающим» свойствам отпадает необходимость в дополнительных средствах фиксации груза на поддоне. Применение стрейч-пленки более экономично, поскольку не требует установки сложного энергоемкого оборудования, что крайне важно для российских предприятий, финансовые средства которых ограничены.

В России возможность выбора того или иного технологического оборудования для групповой упаковки определяется прежде всего такими факторами, как объем оборотных средств производителя, тип выпускаемой продукции, требуемый уровень механизации и автоматизации, характеристика имеющихся производственных площадей (многие заводы часто располагаются в черте города в помещениях, построенных 30-40 лет назад).

Поскольку процесс групповой упаковки технологически тесно связан с процессом упаковки индивидуальной, фактически все сколько-нибудь значимые производители оборудования для фасовки поставляют линии по созданию транспортной тары, рассчитанные на определенные виды продукта.

Скажем, компания «Тетра Пак» к своему оборудованию по фасовке молочных продуктов рекомендует автоматы укладки готовых пакетов в предварительно сформированные из картонных заготовок короба, системы составления наполненных коробов попарно и оборачивания их в термоусадочную пленку («Тетра Шринк»), а также погрузчики поддонов «Тетра Паллет». Отдельно от фасовочных агрегатов такие машины не продаются. Однако большинство производителей готово поставить групповые упаковочные линии под конкретные цели заказчика.

Представленное на отечественном рынке оборудование западных фирм (в основном из Европы) позволяет получать транспортную тару, которая соответствует самым высоким мировым стандартам. Предприятия ликеро-водочной, слабоалкогольной и безалкогольной промышленности первыми в России оценили все преимущества качественной групповой упаковки, в конечном счете повышающей объемы продаж.

Именно в этих отраслях впервые начал активно формироваться спрос на машины подобного типа: обострение конкуренции поставило производителей перед необходимостью кардинального решения проблемы подготовки транспортной тары для стеклянных и ПЭТ-бутылок.

В результате доминирующими на отечественном рынке оказались европейские производители оборудования для розлива и групповой упаковки: «Кронес» (марки Krones и Kettner), KHS, MEYPACK (представитель в России – компания «Фуд Стар Импэкс»), а также компании OMAG, Italcom s.r.l. (марки Multipack, TMG, Robopac, DIMAC), Bosch, ECI Limited (марка Marden Edwards), Laudenberg. Сама технология групповой упаковки по сути одинакова для любых видов продукта.

Модульный принцип процесса позволяет заказчику выбрать определенную цепочку агрегатов с нужными ему функциями. Например: выдув ПЭТ-бутылки – розлив – укупорка – этикетирование – группировка единичных бутылок на гофроподложке или без нее – оборачивание в пленку – термоусадка – укладка на паллеты.

Возможна другая схема: фасовка в индивидуальную упаковку – группирование и укладка в картонный короб с последующей обмоткой скотчем – формирование слоя – укладка груза на паллеты.

Для деления и формирования индивидуальных упаковок или единичных продуктов в группы с последующей упаковкой существуют как специальные машины, так и модульные агрегаты, составляемые в одну технологически непрерывную линию.

Крупные предприятия, как правило, устанавливают у себя импортные автоматизированные линии с возможностью многофункциональной настройки (под различные геометрические размеры единичной тары).

Сравнительно дорогие упаковщики стеклянных и ПЭТ- бутылок в гофрокартон (лотки, короба) типа WrapAroundPacker Kisters ZVT (сестринская фирма KHS), MEYPACK Serie VP («Фуд Стар Импэкс»), DIMAC Starwrap R45/R55 (Italcom s.r.l.) хорошо окупают себя, когда требуется производительность 7 00010 000 тыс. бут./ч.

Высокая цена на такие машины обусловлена степенью автоматизации процессов и скоростью процесса упаковки. Несколько дешевле полуавтоматы. Так, итальянский укладчик в картон PS-300 марки Packservice S.R.L. (Italcom s.r.l.) предусматривает ручную подачу гофротары, и его цена несколько ниже полностью автоматизированных моделей-родственников.

Общую конструктивную схему машин для укладки в картон можно представить следующим образом: входные транспортеры доставляют продукты до станции деления, которая формирует их в необходимое количество рядов, специальный модуль подает картонный бланк с высечкой, далее картон задвигается под продукты и складывается/склеивается с плотностью, достаточной для исключения какого-либо передвижения продуктов внутри упаковки.

Модульный принцип конструирования подобного оборудования позволяет усложнить либо упростить технологическую цепочку в зависимости от желания заказчика. Некоторые модификации машин предусматривают установку паллетоукладчика.

Наиболее распространенными для России остаются линии по упаковке формаций продуктов в термоусадочную пленку. Суть последовательно выполняемых на таких машинах технологических процессов заключается в формировании группы продуктов с последующим оборачиванием в термоусадочную пленку и подачей в термотоннель.

Нагревательный элемент внутри термотоннеля усаживает пленку, затем она охлаждается, и в результате полученная бандероль готова к формированию в слои и дальнейшей укладке на поддон.

Различия в конструкции термотоннелей обусловлены типом нагревателей пленки: горячий воздух может быть подан путем газового обогрева либо с помощью электронагревательных элементов. Универсальны машины, рассчитанные на работу как с жесткими (целлофан, полипропилен), так и с мягкими пленками (полиэтилен, его производные).

Машины для упаковки лотков (трэй-формеры), как правило, работают с мягкими пленками. Последние обеспечивают красивый внешний вид, плотность упаковки, и продукты не передвигаются в лотке. В жесткие пленки обтягиваются объемные конверты с небольшим количеством индивидуальных упаковок.

На сегодняшний день использование стандартизованных поддонов (паллет) для передвижения различных грузов в России – обычная практика. Операция установки и снятия товаров с поддонов встречается почти в любых отраслях промышленности.

С этой точки зрения системы и техника укладки на паллеты являются важными составляющими многих производственных линий. Западное технологическое оборудование – наиболее мощное и производительное.

Как правило, большинство европейских укладчиков и разгрузчиков паллет (их еще называют соответственно паллетизаторами и депаллетизаторами) оснащены устройствами гибкой программно-аппаратной настройки на тот или иной вид упаковки и обладают широкими возможностями переналадки машин: переход на другое значение высоты груза, конфигурирование упаковок в слое и т. д.

Базовые модификации зависят от типа продукта. Как правило, различают машины для работы с полиэтиленовыми ящиками, картонными коробами и лотками, а также с упаковками нестандартной конфигурации. Немаловажной характеристикой является возможность обработки паллет с тяжелым грузом.

Уложенный на поддоны груз обычно упаковывается при помощи стрейч-пленки либо термоусадочной пленки. Третий способ – обматывание паллет по периметру полипропиленовой крепежной лентой – не получает у нас широкого распространения: транспортная упаковка становится уязвимой для влаги и загрязнений, не говоря уже о хищениях, непригодна для длительных перевозок, в результате чего заказчики отказываются работать с грузом.

Из представленных на рынке марок можно назвать депалле- тизаторы «Ньютек» («Фуд Стар Импэкс»), Innopal, (KHS), Krones, Kettner, Vega (TMG Impianti) и паллетизаторы LORD (KHS), TMG, «Меллерс» (представительство в России – «Меллерс Ин- тертек»), «Ньютек».

В пищевой отрасли основными потребителями такого оборудования являются крупные производители алкогольных и безалкогольных напитков, в непищевых отраслях – предприятия химической и строительной промышленности, многие из которых работают на экспорт.

Большинство российских компаний неохотно инвестирует дорогостоящее и высокопроизводительное оборудование. Частичное использование ручного труда при укладке паллет и их разгрузке, как правило, восполняется техникой более дешевой и простой.

В этом отношении наибольшие перспективы имеют не требующие значительных инвестиций паллетообмотчики как импортного, так и отечественного производства.

Упаковка грузов на европоддонах (стандартные размеры двух типов – 800 х 1000 и 1 000 х 1 200 мм) обычно осуществляется путем ротационного обматывания стрейч-пленкой.

Типичным образцом импортной техники может служить гамма паллетообмотчиков Robopac производства компании Aetna Group (Italcom s.r.l.). Стоимость таких машин зависит от количества сервисных устройств (например, наличия дистанционного пульта управления) и степени автоматизации выполняемой операции.

Оборудование из России представлено на рынке, главным образом, продукцией завода «Таурас – Феникс», чья паллетная полуавтоматическая машина (модификации с прижимом и без прижима) имеет механическую регулировку растяжения пленки.

Особую нишу на российском рынке занимает высокопроизводительное оборудование для упаковки и укладки крупногабаритных грузов, мешков (фасовка от 10кг и выше), а также пластиковых мешков типа big – bag (весом до 2 т) на поддонах.

Требуемая мощность – от 70 до 100 обрабатываемых поддонов в час. Как правило, подобные машины являются технологически необходимым звеном целостной производственной цепочки по расфасовке, укупорке и формированию транспортной тары.

Упаковка крупногабаритных грузов должна выдерживать длительную транспортировку, многочисленные механические манипуляции с грузом во время погрузки/ разгрузки, а также быть стойкой к внешним воздействиям (атмосферные осадки, загрязнения и т.д.).

Основные заказчики в России – химпредприятия, сахарные и цементные заводы, производители и экспортеры строительных материалов, имеющие дело с большими объемами выпускаемой продукции. Этот сегмент рынка занимают конкурирующие между собой иностранные и отечественные марки – например, «Все-луг», «Меллерс Интертек», TMG. Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием.

Пакетирование – это формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, обеспечивающее при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющее механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.

Пакетирование обеспечивает:

  • сохранность продукта на пути движения к потребителю;
  • повышение эффективности при выполнении погрузочно­ разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
  • максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта за счет повышения плотности хранения;
  • возможность перегрузки без переформирования;
  • безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой; пакетирование с помощью термоусадочной пленки и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)