Деревянная транспортная тара

Деревянная тара выпускается в виде ящиков, бочек, корзин. Она обладает повышенной жесткостью, способна выдерживать механическое воздействие, хорошо защищает товары при транспортировании. К недостаткам деревянной тары следует отнести высокий коэффициент собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров.

Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Они бывают дощатые (изготовленные из пиломатериалов заданных размеров), тонкостенные дощатые (из тонких, толщиной не более 10 мм, дощечек), фанерные (из фанеры с планками из пиломатериалов), древесно-волокнистые (из древесно-волокнистой плиты с планками из пиломатериалов) и комбинированные.

Деревянные ящики различают по следующим признакам:

  • по назначению (универсальные и специализированные, например фанерные ящики для чая);
  • по конструкции (разборно-складные и неразборные);
  • по способу соединения деталей (плотные и решетчатые);
  • по виду крепления деталей (проволочными скобами, гвоздями и др.);
  • по размерам (устанавливаются стандартами, исходя из габаритных размеров и массы упаковываемого груза, которая может достигать 20 000 кг) и другим признакам.

Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110 мм.

В соответствии с Правилами обращения возвратной деревянной и картонной тары деревянные ящики (дощатые, комбинированные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяются на:

  •  ящики, требующие ремонта;
  • ящики деревянные отремонтированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, считаются ящики, у которых имеется одно из следующих повреждений:

  • поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок, за исключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;
  • поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков для плодов и овощей;
  • повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;
  • наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках указанные повреждения должны быть устранены. В них допускаются следующие отступления от нормативно-технической документации:

  • увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;
  • просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм, в решетчатых – не более 5 мм сверх предусмотренных стандартами;
  • сквозные трещины не более 1/2 длины дощечки;
  • несквозные сколы дощечек боковых стенок, дна, крышки, в пределах, предусмотренных для обзола;
  • сквозные сколы не более 1/2 длины и шириной до 10 мм, но не более трех в решетчатых ящиках;
  • наличие отверстий от выдернутых гвоздей;
  • наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатых ящиках;
  • увеличение количества гвоздей и скоб;
  • расслоение и коробление листов фанеры, излом древесноволокнистой плиты в ящиках из листовых древесных материалов, не превышающий 5 % площади каждой детали без нарушения их целостности;
  • поверхностная коррозия на металлических креплениях;
  • применение металлической ленты или проволоки, соединенных из двух или трех частей (в замок или внахлест – для металлической ленты, скруткой концов – для проволоки);
  • отклонения по внутренним размерам ящиков, длине досок, планок и ширине щитов не более 5 % (в ящиках, предназначенных для упаковки продукции в стеклянной таре, допускаются только в сторону увеличения);
  • отсутствие маркировки завода-изготовителя, характеризующей тару.

Детали ящиков, а также ящики с повреждениями, не позволяющими отнести их к ящикам, требующим ремонта, считаются деревянным тароматериалом. Он должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, изготовленных по стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) – не менее 9 х 40 мм.

Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую или параболическую форму. В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные. Сухотарные бочки предназначены для хранения и перевозки сухих молочных продуктов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др.

В заливные бочки затаривают тузлучные продукты, плодоовощные продукты с рассолом, пиво, вина, соки и другие жидкие продукты, а также пищевые жиры, замороженные плоды, ягоды и т.п. В этих бочках обычно высверливают одно или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.

Вместимость бочек может быть различной. Например, бочки для коньяка, вин, соков и морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3, для пива – 50 и 100 дм3. Для большинства других товаров изготавливают деревянные бочки вместимостью от 5 до 250 дм3. Корпус бочки состоит из стянутых металлическими или деревянными обручами клепок, образующих остов.

На внутренней поверхности остова имеется уторный паз – углубление по длине окружности, предназначенное для вставки дна. В месте соединения корпуса бочки с дном располагается уторный обруч, в той части бочки, которая имеет наибольший диаметр – пуковый, а между ними – шейный.

Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой или колотой древесины или многослойного шпона (для фанерноштампованных бочек). Изготавливаются бочки из древесностружечного пластика, состоящего на 92,6 % абсолютно сухой стружки и 7,4 % смолы (по сухому веществу). Такая бочка собирается из трех клепок и двух сплошных доньев на четырех железных обручах. В клепке выпрессованы уторный паз, четкие грани фуг и торцы. В доньях выпрессованы фаски и нужный профиль кривизны.

Внутренняя поверхность клепки в бочке со съемным дном несимметрична – в верхней части ее вместо уторного паза выпрессовывается выступ, на который укладываются съемное дно и паз, служащий для направления прижимного кольца при укупорке бочки.

Прижимное кольцо имеет замок, который служит для растяжения и сжатия кольца. Съемное дно делается с уступом. Толщина дна 14 мм в отличие от 8 мм, принятых для остова бочки и нижнего дна. Утолщение дна вызывается необходимостью укладки резинового шнура по периметру дна, который при укупорке придает герметичность бочке.

В качестве связующего при изготовлении таких бочек применяются синтетические смолы. Для изготовления бочек под пищевые продукты применяется водно-эмульсионная формальдегидная смола, которая не содержит свободных фенола и формальдегида и разрешена для производства тары под пищевые продукты. Для бочек под другие виды продукции могут быть применены более дешевые смолы на основе фенола, крезола, мочевины и др.

Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастообразных товаров применяют барабаны – транспортную тару с корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским дном и крышкой. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до 200 кг.

Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины. Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и перевозки ягод, плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных товаров.

Корзины для плодов и овощей бывают круглыми, коническими, без ручек и двуручными. Эти корзины широко используются в сельском хозяйстве для всякого рода перевозок в самом хозяйстве, а также для перевозки ягод и овощей речным и железнодорожным транспортом. Иногда корзины сверху обшиваются мешковиной. Основные размеры стандартной корзины: по верхнему диаметру – 70 см, по нижнему (по дну) – 40 см; высота – 40 см.

Корзины для рыбы прямоугольной формы. Основные размеры: длина 90 см, ширина 60 см, высота 50 см. Емкость около 1 ц свежей рыбы. Корзина обычно делается с крышкой, которая прикрепляется к ее основе. Средний вес такой корзины 7 кг.

Пришедшие в негодность ящики, бочки и корзины утилизируются либо в составе твердых бытовых отходов предприятиями по утилизации мусора, либо при раздельном сборе в мусоросжигательных печах с получением тепло- и энергоносителей.

Требования безопасности к упаковке из древесины и древесных материалов:

1. Упаковка из древесины должна выдерживать без повреждений удар при свободном падении:

  • деревянные закрытые ящики с массой продукции до 100 кг включительно должны выдерживать семь падений;
  • открытые с массой продукции до 20 кг – шесть падений.

Высота падения для открытых ящиков с массой продукции до 20 кг – 500 мм. Ящики и обрешетки с массой продукции до 150 кг включительно должны выдерживать вибрационные нагрузки при частоте колебаний от 3 до 4,6 Гц и ускорение от 0,5 до 1,1 g в течение 1 ч или, при испытании транспортированием, ящики и обрешетки должны выдерживать транспортирование автомашиной любой марки на расстояние 250 км со скоростью от 30 до 40 км/ч по булыжным или грунтовым дорогам, при высоте штабеля не менее 2,5 м. Ящики и обрешетки с массой продукции до 200 кг включительно должны выдерживать 9 горизонтальных ударов.

Прочность при сжатии – дощатые ящики для продукции массой до 500 кг включительно и фанерные ящики для продукции массой до 200 кг, имеющие соотношение массы брутто к объему ящика 0,7 т/м и выше, должны выдерживать вертикальную сжимающую нагрузку 26 460 Н/м при приложении ее перпендикулярно верхней поверхности ящика. 2. Упаковка из древесины и древесных материалов не должна содержать карантинных объектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)